Предложенный Правительством РФ план по выходу из кризиса, связанного с COVID-19, еще раз подтвердил необходимость совершенствования системы ОМС в части усиления роли страховых компаний по защите прав пациентов. Это следует из предусмотренных в Общенациональном плане действий мер в части совершенствования организации управления обязательным медицинским страхованием и обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС. Согласно плану, формирование системы защиты прав застрахованных лиц в системе ОМС должно быть завершено до конца 2021 года.
«В условиях пандемии система защиты прав застрахованных на качественную медицинскую помощь показала свою эффективность. Удалось, с одной стороны, перепрофилировать медучреждения под госпитализацию зараженных коронавирусной инфекцией, а с другой — сохранить необходимый уровень плановой терапии для пациентов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями», — отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, — «Тем не менее, система защиты пациента, конечно же, нуждается в дальнейшем совершенствовании».
В ВСС считают, что развитие системы защиты прав пациентов тесно связано с переходом на полноценную страховую модель. В рамках такой реформы страховщик должен получить возможность представлять интересы застрахованного в любом регионе страны, обеспечивая доступ к качественной медицинской помощи. На всей территории России должны действовать общие правила – единая тарифная политика, схожие управленческие практики, централизованная информационная система, федеральная лицензия страховщика.
Экстренная ситуация, в которой оказалось российское здравоохранение, остро поставила вопрос о дальнейшем совершенствовании и унификации информационных платформ в сфере медицинского страхования. «По мере развития медицины накапливаются объемные базы данных, которыми необходимо управлять. Это означает не только работу с большими массивами, но в первую очередь – унификацию используемых информационных платформ», — подчеркивает вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов, — «Будем надеяться, предложенная государственная интегрированная информационная система (ГИИС) решит эту нетривиальную задачу. Все участники системы ОМС – Минздрав, фонды ОМС, страховые медицинские организации, лечебные учреждения должны работать в едином информационном контуре».