Идея ужесточения закона о психиатрической помощи с тем, чтобы контролировать страдающих психически расстройствами граждан и защищать остальных от их возможной агрессии, снова обсуждается в связи с очередным происшествием. В Химках страдающий «психическими расстройством шизоидного типа» и ранее судимый за попытку убийства 26-летний мужчина напал с ножом на свою мать и ее гостью. Обе женщины ранены, нападавшего задержала вызванная полиция.
Ранее идея принудительного лечения и учета психически больных высказывалась в связи с массовым убийством в Нижнем Новгороде, где страдающий шизофренией Олег Белов убил и расчленил свою мать, беременную жену и шестерых детей.
Зампред думского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев направил запросы главе МВД, генпрокурору и министру здравоохранения с просьбой содействовать в усилении контроля за психически больными и направления их на принудительное лечение.
Действующий закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не допускает принудительной госпитализации и даже медицинского освидетельствования человека, который не стоит на учете и не проявляет признаков расстройства и опасного поведения в присутствии медиков или представителей власти. По мнению депутата, это говорит о серьезной правовой проблеме: иных условий, при которых буйный и потенциально психически больной человек был бы изолирован от общества, в первую очередь от детей, законами не предусмотрено.
По официальной медицинской статистике, потенциальную опасность для общества представляют примерно 15 тысяч из 5 млн зарегистрированных психически больных. В ремиссии они ведут себя нормально, но в состоянии обострения могут совершить преступление.
Не менее остро стоит проблема учета психически больных людей, которых невозможно отслеживать. В связи с этим депутат Соловьев просит главу Минздрава Веронику Скворцову наряду с возвратом к принудительной госпитализации буйных больных рассмотреть возможность создания единой базы психически больных.
Ряд психиатров считает, что возврат к практике принудительной госпитализации необходим как единственно возможная мера превентивной защиты граждан. С другой стороны, велик риск злоупотребления этим правом.
Член Общественного совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Ирина Медведева согласна с тем, что закон «О психиатрической помощи…» несовершенен. Замгендиректора по научной работе ФМИЦ психиатрии и наркологии имени Сербского Минздрава России Евгений Макушкин считает, что действующий закон оптимален.
«Само по себе принудительное лечение допустимо, однако со временем оно может превратиться в форму карательной психиатрии, как это было в 1960-1980-х годах в СССР, – предостерегает психиатр Константин Поживельковский. – Поэтому, на мой взгляд, действующая система, когда принудительная госпитализация возможна только по решению суда, вполне оправдана. Вместе с тем можно расширить перечень показаний для судебной экспертизы психически больных людей, чтобы не ждать, когда они причинят кому-то реальный вред».
Кроме того, по словам эксперта, необходимо развивать амбулаторную психиатрическую службу, то есть усиливать контроль за уже известными пациентами и активно выявлять новых. Но заниматься этим должны участковые психиатры, которых сейчас либо нет, либо их недостаточно.