Как показали результаты первых месяцев работы ОНЛС, многие регионы оказались не в состоянии «взять» переданные им полномочия и адекватно просчитать потребности населения в препаратах. Теперь эта проблема, возникшая в следствии дефектов в планировании потребностей на региональном уровне и слабой подготовки организаторов здравоохранения, коснулась не только льготников, входящих в программу ОНЛС, но и пациентов, нуждающихся в экстренных оперативных вмешательствах в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ульяновской, Смоленской, Тверской и других областях. В тоже время, во Владимирской, Иркутской, Новосибирской, Пензенской областях эти группы препаратов есть в объеме годовой потребности регионов, а склады ряда производителей (Эндокринный и др.) ждут соответствующих заявок. Предприятия, ранее прекратившие производство некоторых препаратов и субстанций для изготовления препаратов из списка ЖНВЛС, готовы возобновить производство, при поступлении заказов, однако по ряду позиций заявок от регионов не поступало. Информация, об отсутствии регистрации на некоторые из этих препаратов, оказалась ложной.
Налицо сложившийся дисбаланс в обеспечении регионов жизненно важными препаратами, связанный с отсутствием системы оценки и прогнозирования потребностей лечебных учреждений на региональном и федеральном уровне. По словам начальника управления организации государственного контроля обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов Валентины Косенко: «Учитывая создавшуюся ситуацию, в инициативном порядке начала свою работу группа мониторинга потребностей и контроля качества ЛС, созданная Росздравнадзором для осуществления анализа потребности населения в препаратах и контроля качества препаратов, входящих в список ЖНВЛС, как на региональном, так и на федеральном уровнях.»
Принимаются меры по инициированию и приоритетному порядку приема и рассмотрения регистрационных досье препаратов и субстанций для производства прпаратов входящих в список ЖНВЛС.
Основная объективная причина избирательного дефицита отдельных ЛС — низкая экономическая рентабельность производства этих препаратов.
Большинство предприятий российской фармацевтической отрасли являются частными, производство дешевых (стоимость Атропина составляет 14 рублей за 10 ампул), «морально устаревших» препаратов экономически невыгодно.
Отсутствие механизмов «коррекции производства» со стороны регуляторных и государственных органов, привело к ситуации, когда предприятия в отдельных случаях не спешат подавать документы на перерегистрацию дешевых препаратов. По данным маркетинговой компании DSM Group доля российских препаратов в программе ОНЛС за последние годы резко снизилась с 46 % в 2006 году до 8% в 2008 году.
Заведующий кафедрой клинической фармакологии РГМУ, профессор Юрий Белоусов считает что «кризиса с поставками анестезиологических препаратов можно было бы избежать, ведь у каждого из перечисленных ЛС есть свои более современные и эффективные аналоги. Стоимость этих аналогов иная, но и эффективность применения значительно выше.»
Приходится констатировать, что в России до сих пор нет структуры, которая анализирует потребности и контролирует своевременное обеспечение граждан необходимыми медикаментами на федеральном и на региональном уровнях. Есть необходимость изменения в нормативную базу и вменить в обязанности Росздравнадзора проводить мониторинг наличия и потребностей населения в жизненно-необходимых препаратах.
Наряду с программами по структурным преобразованиям отрасли, по созданию государственного холдинга, развитию фармацевтической промышленности, назрела необходимость создания государственной программы по «защите пациента», главной целью которой было бы обеспечить пациентов доступными, высокоэффективными и качественными лекарствами. Может быть, следует вернуться к системе госзаказов, когда стимулируется выпуск определенной группы препаратов, а не «поддерживается» производитель?
Несмотря на скандалы, сопутствующие выделению «дорогостоя», опыт создания программы такого рода возможно использовать как модель регионального обеспечения населения препаратами ЖНВЛС. Может быть, мы слишком рано забыли классический советский принцип «планирования и распределения»…