Национальная ассоциация негосударственных медорганизаций (НАНМО) направила премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой пересмотреть тарифы на дистанционную лучевую терапию (ДЛТ) и стереотаксическую радиохирургию, которые были более чем в два раза снижены в 2021 году. В ассоциации приводят расчеты, подтверждающие, что тарифы не покрывают всех расходов, в частности на сервис и комплектующие для медицинского оборудования, и предлагают учесть это при работе над программой госгарантий на 2022 год.
В 2021 году, по сравнению с 2020-м,стоимость тарифов на ДЛТ при лечении онкозаболеваний сократилась следующим образом: в 23-й группе высокотехнологичной медпомощи – с 181,4 тысячи до 74,8 тысячи рублей за случай, в 24-й – с 230,3 тысячи до 169,5 тысячи рублей, в 25-й – с 280 тысяч до 225,8 тысячи рублей. В ФФОМС это решение объясняли «пересчетом тарифов в связи со снижением в их структуре стоимости прочих и накладных расходов». Глава фонда Елена Чернякова отмечала, что новая стоимость ДЛТ «четко соответствует необходимым затратам на ее проведение».
В НАНМО с этим не согласны. «Если проанализировать контракты по государственным закупкам, то очевидно, что ни стоимость оборудования, ни его обслуживание, ни коммунальные расходы, ни расходные материалы, ни программное обеспечение, ни расходы на оплату труда, включая медицинских физиков не уменьшились», — отмечают авторы письма (есть в распоряжении Vademecum).
Ассоциация проанализировала структуру затрат на сервис медоборудования для ДЛТ и стереотаксической радиохирургии. Актуальные тарифы предполагают, что на обслуживание одного аппарата необходимо 2,4 млн рублей в год, тогда как, по данным производителей, эта сумма достигает 16–25 млн рублей в год. «Достаточно зайти на сайт госзакупок, и вы увидите, что контракт на ремонт и сервисное обслуживание современного ускорителя стоит 15–20 млн рублей в год, а контракт на ремонт и обслуживание МРТ и КТ тоже добавит многомиллионные затраты. Заключать дешевые сервисные контракты без стоимости запасных частей тоже не выход, потому что любая поломка остановит государственную медорганизацию практически до следующего года, до принятия нового бюджета», — говорил ранее Vademecum председатель правления МИБС Аркадий Столпнер.
«Просим поручить Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом ОМС и с привлечением ведущих экспертов при подготовке проекта Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов обеспечить формирование перечня видов ВМП, включающего размер тарифов, с учетом представленных замечаний. Со своей стороны, готовы предоставить экспертов и принять участие в проведении указанной работы», – отмечается в письме НАНМО.
По данным Росстата, число пациентов, завершивших дистанционную лучевую терапию, в 2020 году составило 150,2 тысячи человек. Проводится она как в негосударственных, так и в государственных клиниках, в том числе в национальных.
«Тезис о том, что предыдущие тарифы были завышены, а нынешние соответствуют реальным условиям, нужно доказывать. Те, кто работают на зарубежном оборудовании с зарубежными технологиями, получают за это гораздо меньше, чем их коллеги за границей. Но техника-то та же и обслуживание ее стоит столько же, так почему стоимость услуги должна стать на порядок меньше?» — комментировал заведующий отделом лучевой терапии МНИОИ им. П.А. Герцена, главный внештатный радиолог Минздрава РФ Евгений Хмелевский. Директор НМИЦ онкологии имени Петрова Алексей Беляев сказал «Коммерсанту», что считает тарифы на ДЛТ адекватными, но признал, что они могли бы быть выше.