По словам начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева, в Федеральном фонде ОМС и Минздраве расценивают проблемы клиник – участников системы ОМС как точечные, зависящие исключительно от местных властей и терфондов. Поэтому ФАС призывает клиники направлять ей жалобы и запросы о существующих барьерах и трудностях участия в программе госгарантий.
С таким призывом Тимофей Нижегородцев 18 ноября обратился к участникам IV Национального конгресса частных медицинских организаций. Сведения, собранные от клиник, ФАС планирует обобщать и использовать для проверок и аргументации своих доводов о существующих проблемах системы ОМС в Минздраве и ФФОМСе.
Он рассказал, что ФАС предложила Правительству РФ выделить несколько ключевых аспектов развития конкуренции в здравоохранении. Разработкой соответствующего плана по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева занимается Минздрав. Утвердить документ ведомству полагается до 1 марта 2017 году.
«Раньше мы формировали позицию, приходили в министерство, предлагали, и дальше начиналась тягомотина на тему того, что Минздрав не видит поставленных нами проблем. Так как это характерно было и для других отраслей, правительство сделало по-другому. Было принято решение о разработке «дорожных карт» по развитию конкуренции, которые после их утверждения станут политикой министерства, – объяснил Нижегородцев. – А правительство и ФАС будут проверять реализацию этого плана. Так как мы давно уже занимаемся этой темой, то по здравоохранению все предложения уже нами сформированы и даже размещены на нашем сайте. Вчера было согласительное совещание с вице-премьером Ольгой Голодец по этим предложениям».
На совещании представители ФАС подняли несколько ключевых проблем здравоохранения, касающихся не только проблем обращения лекарств и медизделий, но и рынка медуслуг. Первое предложение службы, которое необходимо включить в «дорожную карту»: составление четкого перечня услуг, доступных по программе госгарантий. Это позволит провести границу между платными и бесплатными услугами. В таком случае, считает Нижегородцев, госклиники не смогут, пользуясь государственными ресурсами, устанавливать критически низкие цены на медуслуги и ограничивать тем самым конкуренцию на рынке.
Второй вопрос, поставленный ФАС, – взаимодействие территориальных фондов ОМС и медучреждений при распределении объема услуг, оказываемых по полисам обязательного медицинского страхования. Жалобы поступают как от частных, так и от государственных клиник, которые также недовольны непрозрачностью критериев распределения госзадания, уточнил Нижегородцев.
Смежная проблема – статус и ответственность комиссий, которые занимаются распределением этих объемов. «Один из основных принципов бюрократии – любым способом уйти от ответственности. Создать такую инфраструктуру, в которой никто ни в чем не виноват. Этот механизм воспроизведен в ФФОМС. Ситуация все хуже и хуже, но никто не виноват, все работают с утра до вечера. Инфраструктура в виде территориальных комиссий с непонятным статусом. Они принимают решения, но никакой ответственности не несут, – говорит Нижегородцев, добавив, что в ФФОМСе предложения ФАС поддержки не нашли.
Главный врач МЦ «Здоровье» и председатель правления Объединения организаций здравоохранения Тульской области Елена Луцева заметила, что, несмотря на планы властей в 2016 году выделить не менее 7% от объема госзадания негосударственным клиникам, а в 2018-м – не менее 10%, фактически выделено вдвое меньше: «В Тульской области это 3,6%. Я думаю, такая же ситуация и в остальных регионах. Ответственность лежит на губернаторах, но кто контролирует этот процесс? Куда жаловаться?»
Минздрав и ФФОМС при этом предпочитают замерять работы частников в системе ОМС по количеству клиник, а не по фактически выделенным средствам, и транслируют мнение, что система ОМС все больше привлекает частных операторов.
Частные клиники, пытающиеся участвовать в реализации программы госгарантий, регулярно сталкиваются с различными барьерами. Разбираться с трудностями они пытаются, обращаясь в ФАС, и через арбитражные суды. Одной из первых таким образом стала отстаивать свои права санкт-петербургская «КардиоКлиника». Как установила Национальная ассоциация медицинских организаций, проанализировавшая деятельность территориальных фондов ОМС и согласительных комиссий в 47 регионах страны, почти в трети регионов – 28% – клиники регулярно сталкиваются с «чрезмерным давлением при возникновении конфликтных ситуаций в системе ОМС». «Нам говорят в ФФОМСе: вот вы, ФАС, все время об этом говорите. Но это же не проблема общероссийского масштаба. Есть проблема в Санкт-Петербурге, в Челябинске. Но это конкретные терфонды. Какие-то злые люди на территории неправильно выполняют наши инструкции. Вот их и наказывайте», – привел в пример одну из реакций фонда на доводы ФАС Тимофей Нижегородцев.
Подробнее: http://www.vademec.ru/news/2016/11/18/fas-konsolidiruet-zhaloby-klinik-na-rabotu-v-sisteme-oms/
По словам начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева, в Федеральном фонде ОМС и Минздраве расценивают проблемы клиник – участников системы ОМС как точечные, зависящие исключительно от местных властей и терфондов. Поэтому ФАС призывает клиники направлять ей жалобы и запросы о существующих барьерах и трудностях участия в программе госгарантий.
С таким призывом Тимофей Нижегородцев 18 ноября обратился к участникам IV Национального конгресса частных медицинских организаций. Сведения, собранные от клиник, ФАС планирует обобщать и использовать для проверок и аргументации своих доводов о существующих проблемах системы ОМС в Минздраве и ФФОМСе.
Он рассказал, что ФАС предложила Правительству РФ выделить несколько ключевых аспектов развития конкуренции в здравоохранении. Разработкой соответствующего плана по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева занимается Минздрав. Утвердить документ ведомству полагается до 1 марта 2017 году.
«Раньше мы формировали позицию, приходили в министерство, предлагали, и дальше начиналась тягомотина на тему того, что Минздрав не видит поставленных нами проблем. Так как это характерно было и для других отраслей, правительство сделало по-другому. Было принято решение о разработке «дорожных карт» по развитию конкуренции, которые после их утверждения станут политикой министерства, – объяснил Нижегородцев. – А правительство и ФАС будут проверять реализацию этого плана. Так как мы давно уже занимаемся этой темой, то по здравоохранению все предложения уже нами сформированы и даже размещены на нашем сайте. Вчера было согласительное совещание с вице-премьером Ольгой Голодец по этим предложениям».
На совещании представители ФАС подняли несколько ключевых проблем здравоохранения, касающихся не только проблем обращения лекарств и медизделий, но и рынка медуслуг. Первое предложение службы, которое необходимо включить в «дорожную карту»: составление четкого перечня услуг, доступных по программе госгарантий. Это позволит провести границу между платными и бесплатными услугами. В таком случае, считает Нижегородцев, госклиники не смогут, пользуясь государственными ресурсами, устанавливать критически низкие цены на медуслуги и ограничивать тем самым конкуренцию на рынке.
Второй вопрос, поставленный ФАС, – взаимодействие территориальных фондов ОМС и медучреждений при распределении объема услуг, оказываемых по полисам обязательного медицинского страхования. Жалобы поступают как от частных, так и от государственных клиник, которые также недовольны непрозрачностью критериев распределения госзадания, уточнил Нижегородцев.
Смежная проблема – статус и ответственность комиссий, которые занимаются распределением этих объемов. «Один из основных принципов бюрократии – любым способом уйти от ответственности. Создать такую инфраструктуру, в которой никто ни в чем не виноват. Этот механизм воспроизведен в ФФОМС. Ситуация все хуже и хуже, но никто не виноват, все работают с утра до вечера. Инфраструктура в виде территориальных комиссий с непонятным статусом. Они принимают решения, но никакой ответственности не несут, – говорит Нижегородцев, добавив, что в ФФОМСе предложения ФАС поддержки не нашли.
Главный врач МЦ «Здоровье» и председатель правления Объединения организаций здравоохранения Тульской области Елена Луцева заметила, что, несмотря на планы властей в 2016 году выделить не менее 7% от объема госзадания негосударственным клиникам, а в 2018-м – не менее 10%, фактически выделено вдвое меньше: «В Тульской области это 3,6%. Я думаю, такая же ситуация и в остальных регионах. Ответственность лежит на губернаторах, но кто контролирует этот процесс? Куда жаловаться?»
Минздрав и ФФОМС при этом предпочитают замерять работы частников в системе ОМС по количеству клиник, а не по фактически выделенным средствам, и транслируют мнение, что система ОМС все больше привлекает частных операторов.
Частные клиники, пытающиеся участвовать в реализации программы госгарантий, регулярно сталкиваются с различными барьерами. Разбираться с трудностями они пытаются, обращаясь в ФАС, и через арбитражные суды. Одной из первых таким образом стала отстаивать свои права санкт-петербургская «КардиоКлиника». Как установила Национальная ассоциация медицинских организаций, проанализировавшая деятельность территориальных фондов ОМС и согласительных комиссий в 47 регионах страны, почти в трети регионов – 28% – клиники регулярно сталкиваются с «чрезмерным давлением при возникновении конфликтных ситуаций в системе ОМС». «Нам говорят в ФФОМСе: вот вы, ФАС, все время об этом говорите. Но это же не проблема общероссийского масштаба. Есть проблема в Санкт-Петербурге, в Челябинске. Но это конкретные терфонды. Какие-то злые люди на территории неправильно выполняют наши инструкции. Вот их и наказывайте», – привел в пример одну из реакций фонда на доводы ФАС Тимофей Нижегородцев.
Подробнее: http://www.vademec.ru/news/2016/11/18/fas-konsolidiruet-zhaloby-klinik-na-rabotu-v-sisteme-oms/