Вопрос: Во время плановой проверки цен на ЖНВЛП, проводимой Департаментом ценовой и тарифной политики администрации города, проверяющие требовали копировать для них накладные, протоколы согласования цен, далее они их забирали, уходили и на следующий день задавали вопросы. Должны ли мы (аптека) ксерокопировать им документы (на это уходит много времени)? Имеют ли право они запрашивать у бухгалтерии товарные отчеты? И за какой период проводится проверка? Как часто они могут приходить в аптеку для проверки ЖНВЛП?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.10.2011 N 1128н «Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» предметом государственного контроля является проверка соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Согласно пункту 5 указанного Регламента обязательными требованиями, выполнение которых подлежит проверке, являются: 1) соблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами; 2) соблюдение правил формирования оптовых отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными препаратами; 3) соблюдение правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими производство лекарственных средств; 4) размещение в торговых залах субъектов обращения лекарственных средств, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, информации для населения о предельных розничных ценах на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, рассчитанных с учетом предельных размеров оптовых и розничных надбавок, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и актуализация размещаемой информации; 5) соблюдение законодательства Российской Федерации, касающегося лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, на которые не зарегистрирована установленная производителями лекарственных препаратов предельная отпускная цена на лекарственные препараты; 6) соблюдение требований к наличию и порядку оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП. Согласно пункту 37 Регламента при проведении документарной проверки в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение субъектом обращения лекарственных средств обязательных требований, Росздравнадзором (Управлением Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации) направляется в адрес такого субъекта обращения лекарственных средств мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Следовательно, как в ходе документарной, так и в ходе выездной проверки органы Росздравнадзора вправе мотивированно и обоснованно требовать от организаций любые документы, позволяющие подтвердить правильность применения установленных торговых надбавок на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП. По нашему мнению, такими документами могут быть накладные поставщика, товарные отчеты, а также документы, позволяющие установить розничную цену на отпущенный товар, например контрольная кассовая лента, или иные бухгалтерские документы, если в соответствии с применяемой системой налогообложения аптечная организация вправе не использовать контрольно-кассовую технику. Отметим, что указанный Административный регламент не регламентирует действия чиновников Управления потребительского рынка и ценовой политики Тюменской области при контроле за применением цен на ЖНВЛП, однако, по нашему мнению, в данном случае проверяющие вправе принять за основу этот Регламент. Согласно пункту 7 Регламента руководитель предприятия или иное должностное лицо обязан предоставить копии документов и пояснения по запросу Росздравнадзора (Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации) при проведении документарной проверки. По нашему мнению, при проведении выездной проверки чиновники могут ознакомиться оригиналами документов, изготавливать копии не нужно. Отметим, что, несмотря на то, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 31.12.2014) плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года, данная норма согласно пункту 4 и 14 части 3.1 статьи 1 указанного Закона не применяются при осуществлении, в частности, следующих видов государственного контроля (надзора): — контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; — контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, аптеку, например, может проверить на предмет правильности ценообразования на ЖНВЛП Служба финансово-экономического контроля в сфере закупок, несмотря на то, что аналогичная проверка проводилась другим органом государственного надзора в течение одного календарного года. В период между плановыми проверками в случаях, указанных в действующем законодательстве, могут быть проведены внеплановые проверки. Основания для внеплановой проверки указаны в статье 10 Закона N 294-ФЗ. Например, основанием для внеплановой проверки может быть поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан с жалобами на ценообразование лекарственных средств.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
10.02.2015