«Менеджер здравоохранения», 2011, N 1
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
От редакции:
Мы продолжаем публиковать выдержки из новой книги Издательского дома «Менеджер здравоохранения» под редакцией академика РАМН В.И.Стародубова. Книга называется «Выбор типов учреждений здравоохранения: обоснование, возможности и угрозы». Автор книги — Хайруллина И.С., хорошо известная читателям нашего журнала по серии публикаций, посвященных изменению правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Шеф-редактор Н.Г.Куракова
Деятельность любой организации, в том числе и государственного (муниципального) учреждения, предполагает заключение многочисленных договоров с другими организациями, а также с гражданами. У большинства руководителей государственных (муниципальных) учреждений есть понимание необходимости тщательной юридической и экономической проработки договоров. Однако целый ряд аспектов взаимоотношений с поставщиками или потребителями услуг учреждений здравоохранения выходит за рамки непосредственного содержания договоров. Это относится и к такому понятию, как «конфликт интересов». Далеко не все руководители знают о том, что представляют собой понятия «конфликт интересов» и «заинтересованность в совершении сделки». Между тем несоблюдение требований законодательства, касающегося «конфликта интересов» и «заинтересованности в совершении сделки», может привести к серьезным неприятным последствиям. Конфликту интересов посвящена статья 27 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Понятие «конфликт интересов» касается «заинтересованных лиц». Под заинтересованными лицами понимаются лица, заинтересованные в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами. В нашем случае речь идет о бюджетных и казенных учреждениях, имея в виду, что указанный федеральный закон не распространяется на автономные учреждения. К категории лиц, подпадающих под понятие «заинтересованные лица» применительно к бюджетным и казенным учреждениям, относятся: руководитель учреждения (главный врач, начальник и т.д.) и заместители руководителя учреждения (независимо от курируемого ими направления), а также лица, входящие в состав органов надзора за их деятельностью (органа управления здравоохранением и т.д.), если указанные лица: — состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях; — являются участниками (учредителями), кредиторами этих организаций; — состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях; — являются кредиторами этих граждан.
Речь касается ситуаций, когда указанные организации или граждане: — являются поставщиками товаров (услуг) для бюджетных или казенных учреждений; — являются крупными потребителями услуг, оказываемых бюджетными или казенными учреждениями; — владеют имуществом, которое полностью или частично образовано бюджетным учреждением (казенные учреждения не вправе выступать участниками других юридических лиц); — могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом бюджетного или казенного учреждения. Заинтересованность в совершении бюджетным или казенным учреждением тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и бюджетного или казенного учреждения. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации (в нашем случае — бюджетного или казенного учреждения), прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. Под термином «возможности некоммерческой организации» в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность. В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть бюджетное или казенное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного или казенного учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки: — оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления бюджетного или казенного учреждения или органу надзора за его деятельностью (соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя) до момента принятия решения о заключении сделки; — сделка должна быть одобрена органом управления бюджетного или казенного учреждения или органом надзора за ее деятельностью (соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя). Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением указанных требований, может быть признана судом недействительной. Заинтересованное лицо несет перед бюджетным или казенным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им этому учреждению. Если убытки причинены бюджетному или казенному учреждению несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед бюджетным или казенным учреждением является солидарной. При этом необходимо отметить следующее: несмотря на то, что в статью 27 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) были внесены некоторые изменения, применительно к государственным (муниципальным) учреждениям остался неучтенным один важный момент, привнесенный самим вышеуказанным Федеральным законом N 83-ФЗ. Речь идет о том, что в рассматриваемой статье 27 используется понятие «возможности в области предпринимательской деятельности», а в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения могут заниматься только приносящей доходы деятельностью, а не предпринимательской. Статья 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» определяет понятие заинтересованности в совершении сделки автономным учреждением. Лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных ниже, члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные: 1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным. Порядок, установленный Федеральным законом «Об автономных учреждениях» для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок. Статья 17 Федерального закона «Об автономных учреждениях» устанавливает порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 16 Федерального закона «Об автономных учреждениях», несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. В случае если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной. В заключение отметим, что вопросы контроля за наличием конфликта интересов (заинтересованности в совершении сделки) содержатся в целом ряде подзаконных нормативных актов и очень скоро можно ожидать проверок в этой сфере со стороны различных надзорных органов.
Эксперт журнала
«Менеджер здравоохранения»,
г. Москва
И.С.ХАЙРУЛЛИНА