Понедельник, 14 июля 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Медицинские учреждения

Статья. «Государственная политика в условиях современного фармацевтического рынка. Меры по совершенствованию государственного регулирования лекарственного обеспечения» (Л.Клевцова) («Московские аптеки», 2003, N 3)

07.06.2015
в Медицинские учреждения

«Московские аптеки», 2003, N 3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Сфера обращения лекарственных средств включает в себя разработку, испытания, регистрацию, производство и реализацию ЛС. Создание нормативной базы позволяет реализовать задачи обеспечения населения РФ безопасными, эффективными, качественными лекарственными препаратами, укрепить контрольно-разрешительную систему. Любой гражданин нашей страны имеет право на качественное лекарственное обеспечение, вне зависимости от места проживания, уровня доходов и т.д. Государственная политика лекарственного обеспечения направлена на предоставление в достаточном ассортименте и объемах, по доступным ценам необходимых ЛС. Государство выполняет свои функции по обеспечению населения эффективными, безопасными, качественными ЛС путем проведения следующих мероприятий: — контроля качества, эффективности, безопасности ЛС; — разработки нормативно-правовой базы, регулирующей производство и обращение ЛС; — лицензирования производства ЛС, фармацевтической деятельности, видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — осуществлением контроля над соблюдением лицензионных требований и условий; — осуществлением государственного фармацевтического надзора; — государственного регулирования ввоза/вывоза ЛС и фармсубстанций на территории РФ; — государственного регулирования цен на ЛС. В 1997 г. Правительством РФ была одобрена разработанная Минздравом РФ концепция лекарственного обеспечения населения России и учреждений здравоохранения, которая включает в себя следующие направления деятельности: производство, контроль качества ЛС, систему управления фармацевтической деятельностью, оптовую и розничную реализацию и использование ЛС. В этом же году, на заседании объединенной коллегии Минздрава РФ, Госкомстата РФ, Совета исполнительных директоров территориальных учреждений ОМС была одобрена концепция развития здравоохранения, медицинской науки в РФ и лекарственного обеспечения населения. При этом одним из направлений совершенствования медицинской и лекарственной помощи в России было определено проведение работ в области стандартизации, лицензирования и сертификации отдельных элементов системы лекарственного обеспечения. Объектом стандартизации в сфере обращения ЛС являются лекарственные средства и деятельность, связанная с: — организацией контроля производства и контроля качества ЛС; — изготовлением ЛС аптечными организациями; — процессами, происходящими в товаропроводящей сети; — процессами организации обеспечения лекарственными средствами на федеральном и региональном уровне; — лекарственным обеспечением в системе ЛПУ; — деятельностью аптечных организаций.
— информацией о ЛС для потребителей;
— рациональным использованием ЛС.
В настоящее время при характеристике современной ситуации в сфере обращения ЛС наблюдается взаимодействие государства в лице Минздрава РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ, государственных и муниципальных учреждений, частного отечественного и зарубежного капиталов общества. Так как охрана здоровья населения является одной из важнейших социальных функций государства, роль государства в этой сфере имеет огромное значение. Благодаря увеличению количества зарегистрированных препаратов существенно расширился ассортимент ЛС. Вместо 700-800 наименований число предлагаемых к реализации препаратов превысило 17 тыс. наименований. К началу 2002 г. на рынке России было зарегистрировано около 800 промышленных предприятий, выпускающих ЛС, причем многие из них появились в последние годы и не успели заявить о себе. В этой связи одной из первоочередных задач, стоящих перед Минздравом РФ, является создание единой системы стандартов в сфере обращения ЛС. Лекарственной обеспечение населения должно иметь надлежащее качество и быть идентичным на всей территории России, независимо от региона. Поэтому разработки федеральных нормативных требований, стандартов, классификаторов становятся одной из функций Минздрава РФ. В 1998 г. разработана и утверждена, а в настоящее время реализуется программа по созданию и развитию системы стандартов в здравоохранении. Поскольку лекарственное обеспечение является составляющей всей сферы обращения ЛС и неразрывно связано с государственной системой контроля качества ЛС, вопросы стандартизации должны решаться комплексно. На сегодняшний день введены в действие следующие стандарты: — «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)»;

  • «Правила организации качественных клинических исследований (GCP)»;
  • «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения»;
  • «Государственные информационные стандарты лекарственных средств. Основные положения»;
  • «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения». Находятся на стадии утверждения в Минюсте РФ и подготовлены окончательные варианты проектов ОСТов:
  • «Правила формирования перечней лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»;
  • «Государственный реестр лекарственных средств. Общие требования»;
  • «Правила формирования перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»;
  • «Инструкция на лекарственный препарат»;
  • «Паспорт лекарственного средства. Общие требования»;
  • «Фармакоэкономические исследования. Общие требования»;
  • Лекарственные средства. Порядок установления сроков годности». В настоящее время разработаны и находятся на стадии утверждения в соответствующих структурах еще 7 проектов стандартов, в т.ч. «Правила отпуска и реализации лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Основной задачей на текущий период Минздрав РФ считает разработку основ стандартов в сфере лекарственного обеспечения, таких как ОСТ «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения», введенный с 1 сентября 2002 г., и таких как ОСТ «Правила отпуска и реализации лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», которые в ближайшее время будут введены в действие. Целью разработки и внедрения данных ОСТов является поддержание качества ЛС и качества обслуживания в процессе оптовой и розничной торговли ЛС, установление минимума необходимых требований к предприятиям оптовой и розничной торговли, действующим на всей территории РФ. Наряду с подготовкой стандартов и координацией работ по стандартизации Минздрав РФ считает важным вопрос внедрения стандартов в практику. Принимая во внимание большой интерес фармобщественности к проблемам применения стандартов в практической деятельности, на 30 научно-практических конференциях различного уровня были рассмотрены вопросы стандартизации в сфере лекарственного обеспечения. Утверждаемые и разрабатываемые документы носят характер общих требований и реализуют принцип стандартизации: от общего — к частному. В этих нормативных документах изложены основные моменты, требующие дальнейшей регламентации, поэтому необходима работа по созданию нормативных документов в развитие принятых стандартов. Для планомерной работы по созданию системы нормативных документов в сфере лекарственного обеспечения и внедрению нормативов в практику необходимо:
  • координация и гармонизация с работами по стандартизации в сфере обращения ЛС и в здравоохранении в целом;
  • участие в специализированных научных заседаниях учреждений и фармобщественности;
  • включение в программы дипломного и последипломного образования изучения принципов стандартизации и применения действующих стандартов. Законодательные акты в сфере лекарственного обеспечения составляют около 30% от законодательной базы в сфере здравоохранения. Принятые законы решают лишь некоторые текущие задачи с лекарственным обеспечением населения и учреждений здравоохранения, но не полностью соответствуют сложившимся социально-экономическим реалиям. Дальнейшая разработка законов в сфере обращения ЛС должна исходить из стратегических задач охраны здоровья нации. Такая концепция позволит планомерно разрабатывать законы с учетом их приоритетности и временных рамок исполнения. Основой дальнейшего развития законодательной базы здравоохранения, в т.ч. и законодательной базы в сфере обеспечения населения лекарственными средствами, может стать принятие Закона «О здравоохранении в Российской Федерации», которое, к сожалению, затягивается. Действующие Федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах» и «О лекарственных средствах» нуждаются в изменениях и дополнениях в соответствии с необходимостью законодательного решения проблемы, связанной с необходимостью улучшения лекарственного обеспечения населения. Минздрав РФ внес в установленном порядке в Правительство РФ согласованный со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». В проекте нашли отражение вопросы ввоза/вывоза наркотических средств и психотропных веществ, транзита их через территорию РФ. Увеличение выпуска жизненно необходимых и важнейших ЛС, стабилизация цен на медикаменты и поддержка отечественных производителей также тесно связаны с формированием и дальнейшим совершенствованием законодательной базы в сфере обращения ЛС. Фармацевтическая деятельность требует всесторонней правовой упорядоченности. Ее отсутствие негативно сказывается как на доступности и качестве медикаментозной помощи, так и на репутации государственных органов управления фармацевтической деятельностью различных уровней. Наряду с Основами Законодательства «Об охране здоровья», основополагающим актом, регулирующим деятельность фармацевтических организаций, определяющим роль провизора и фармацевта в области лекарственного обеспечения населения, должен был стать закон «О лекарственных средствах». Однако в полном объеме этого не случилось. И, как сейчас очевидно, понятийный аппарат этого закона не дал ответов на ряд принципиальных вопросов, связанных с фармацевтической деятельностью и лекарственным обеспечением. В результате отсутствия четких понятий, характеризующих фармацевтическую деятельность, в каждом субъекте Российской Федерации устанавливаются свои требования к аптечным учреждениям, принимаются свои законодательные акты, регулирующие этот вид деятельности. Необходимо отметить, что в законе «О лекарственных средствах» практически отсутствует понятийный аппарат и статус оптовых поставщиков ЛС, а также требования к специалистам оптовой торговли. Если оптовая торговля относится к фармацевтической деятельности, то и организации оптовой торговли должны относиться к фармацевтическим организациям. В действующих нормативно-правовых актах, регулирующих обеспечение населения ЛС, отсутствует механизм контроля над их исполнением со стороны органов исполнительной власти; не установлена ответственность за нарушение этих норм. Исходя из того, что фармацевтическая деятельность является частью более широкой области деятельности по организации производства и обращения ЛС, представляется целесообразным вопросы всех сторон правового регулирования фармации решить путем внесения изменений и дополнений в действующий Федеральный закон «О лекарственных средствах». Дополнения и изменения должны коснуться:
  • определения предмета и сферы применения;
  • уточнения понятийного аппарата, в т.ч. понятия фармацевтической деятельности;
  • фиксирования основных видов фармацевтической деятельности;
  • закрепления системы управления фармацевтической деятельностью и основ фармнадзора;
  • определения задач и функций фармслужб;
  • установления требований к фармацевтическим службам и их работникам;
  • закрепления роли государственных стандартов в лекарственной помощи. В настоящее время Минздрав РФ совместно с профильными комитетами Госдумы РФ проводит эту работу. В современных экономических условиях реальным механизмом государственного контроля на рынке ЛС является лицензирование деятельности в сфере их обращения. Наличие соответствующих лицензий у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязательным для осуществления их деятельности в области производства, изготовления и реализации ЛС. Соблюдение действующих лицензионных требований и условий обеспечивает возможность осуществления конкретного вида деятельности и гарантирует защиту интересов потребителей. Особенно это касается таких видов деятельности, осуществление которых связано с обеспечением здоровья граждан, общественной и государственной безопасностью. В связи с принятием в августе 2001 г. Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств и получения некоторых видов сырья для их производства», подлежат лицензированию следующие виды деятельности:
  • деятельность по распространению ЛС и ИМН;
  • деятельность фармацевтическая;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в список II (в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах, психотропных веществах»);
  • деятельность, связанная с психотропными веществами, внесенными в список III (в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах, психотропных веществах»). Законодательная база, регулирующая лицензирование в сфере фармдеятельности, представлена большим списком документов:
  • Федеральными законами: «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О сборах за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта»;
  • Постановлениями Правительства РФ: «О лицензировании отдельных видов деятельности, «О ввозе в РФ и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций», «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности», «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ»; «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции»;
  • Положением Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих растений»;
  • Приказами Минздрава РФ: «О подготовке соглашения по передаче части полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности органам исполнительной власти субъектов РФ», «О комиссии по выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «О комиссии по выдаче лицензий на фармацевтическую деятельность»;
  • Письмом Минздрава РФ «О передаче части полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности»;
  • нормативно-правовыми актами, регулирующими торговлю ЛС, и требованиями к аптечным учреждениям, принимаемыми и устанавливаемыми в каждом субъекте Российской Федерации. Эффективная система лекарственного обеспечения возможна при наличии достаточно четкой законодательной базы, отработанных механизмах взаимодействия всех субъектов фармацевтического рынка, обеспечения должного контроля в сфере обращения ЛС. Только совместными усилиями руководителей служб, отвечающих за лекарственное обеспечение, предприятий-производителей ЛС, дистрибьюторских компаний и розничных звеньев фармацевтической отрасли можно решить вопросы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан РФ в рамках социальных гарантий.

Л.КЛЕВЦОВА
Подписано в печать
25.03.2003


Пред.

Статья. «Защита прав граждан и экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС» (И.Ю.Григорьев) («Медицинское право», 2003, N 2)

След.

Приказ Минздрава РФ от 08.10.2002 N 298 «О создании центра крови Министерства здравоохранения Российской Федерации»

СвязанныеСообщения

Медицинские учреждения

Вопрос: Имеет ли аптека право продавать средства педикулицидные (Нюда, шампунь «Педикулен», Паранит лосьон и т.д.), зарегистрированные по коду ТН ВЭД 3808 91 900 0 — инсектициды прочие? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
Медицинские учреждения

Приказ Минздрава МО от 28.09.2017 N 1440 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения Московской области от 10.06.2002 N 123»

02.02.2018
Медицинские учреждения

Приказ Минздрава России от 13.11.2017 N 911 «О продлении срока действия свидетельств об аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения» Приказ Минздравсоцразвития России от 18.07.2011 N 739 (ред. от 13.11.2017) «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в новой редакции» Вопрос: Сколько лет должны храниться в аптеке рецепты на лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно: 3 года (согласно приказу N 403н) или 5 лет (как первичные учетные документы)? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
След.

Комитета здравоохранения г. Москвы от 08.10.2002 N 31/158 инф.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Herbal Remedies Herbal Remedies 342 ₽
  • Surgery Books 2 Surgery Books 2 342 ₽
  • Chemistry and Ecology 1982-2010 Chemistry and Ecology 1982-2010 342 ₽
  • Infectious diseases books 4 Infectious diseases books 4 342 ₽

Товары

  • Mastering MRI — The Central Nervous System Mastering MRI - The Central Nervous System 342 ₽
  • Хирургические методы лечения тканей пародонта Хирургические методы лечения тканей пародонта 342 ₽
  • Medical Books 27 Medical Books 27 342 ₽
  • Otolaringology Books 4 Otolaringology Books 4 684 ₽
  • Nursing Books 4 Nursing Books 4 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • АФПЕАЭС предупредила Минздрав о рисках в случае принятия новых правил платы ученым за КИ
  • Михаил Мурашко: До 2030 года запланирована модернизация 10 тыс. объектов первичного звена
  • Путин провел совещание по вопросам здравоохранения и демографии. Главное
  • Мурашко рассказал Путину, как работает проект по внедрению новых препаратов
  • В России создали координационный совет по развитию фарминноваций
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version