«Фармацевтический вестник», 2010, N 28
«ЕСЛИ ВЫ ПОЕХАЛИ НА ШАШЛЫКИ, ВАМ НУЖНЫ
ПЛАСТИКОВЫЕ СТАКАНЧИКИ, А НЕ ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА»
ФАС КОММЕНТИРУЕТ СКОРЫЙ ПЕРЕХОД ВСЕЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКАЗА НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ
Основным направлением реформы системы госзаказа ФАС называет дальнейший переход на электронные аукционы и автоматизацию контроля за их проведением. Об этом служба объявила 9 сентября. Среди новшеств, которые вскоре ждут заказчиков и поставщиков, создание единого реестра госконтрактов и общероссийского сайта с информацией о госзаказах. Однако участникам фармацевтического и других рынков проблемы коррупции в системе госзакупок предлагается решать по старинке путем обращения в ФАС. Вопрос введения новых критериев отбора победителя аукциона по качеству и квалификации (а не только по цене) в ведомстве пока не рассматривают.
ФАС довольна ходом реформы системы муниципального и государственного заказа, начавшейся в 2005 г. с принятием Федерального закона N 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Но еще больше службу вдохновляет задача перевода аукционов на электронную платформу. Экономия федерального бюджета от госзакупок на электронных торгах с 1 июля с.г. по настоящее время составила 26 млрд. руб. Об этом заявил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев 9 сентября: «Сумма контрактов, размещенных на электронных торгах, составила более 250 млрд. руб. Экономия — более 10%, а именно 26 млрд. руб.». В ФАС признают, что пока правоприменение закона о госзаказе оставляет возможности для коррупционных схем. В целях их устранения будет продолжен переход системы госзаказа на электронные площадки, сообщил статс-секретарь — зам. руководителя службы Андрей Цариковский. Электронные аукционы призваны решить проблемы сговора поставщиков и давления на них со стороны госзаказчика. «Через три месяца субъекты Федерации будут обязаны проводить электронные аукционы», — напомнил Михаил Евраев. Завершить реформу планируется в 2012 г. Среди мер, которые запланированы на 2011 г., ФАС называет создание единого реестра госконтрактов и общероссийского сайта с информацией о госзаказах. Кроме того, будет введено понятие «паспорт заказа», где будет отслежена вся история получения поставщиком заказа, включая акты сдачи-приемки. Еще одним новшеством станет автоматизация контроля за соблюдением правил размещения заказов и проведения аукционов — вплоть до автоматического возбуждения административного или уголовного дела в отношении лиц, нарушивших процедуру. Однако новых рецептов, направленных на борьбу с такими проблемами госзакупок лекарственных средств, как детализация условий заказа и сговор поставщиков, ФАС не называет. В случае подобных нарушений наблюдателям по-прежнему предлагается ставить об этом в известность представителей службы. Количество жалоб в 2006 г. составляло 2,4 тыс. случаев, а в 2009 г. — более 27 тыс., сообщил Михаил Евраев. Интересно, что в данный момент из жалоб, поступающих в ФАС, только около половины признаются обоснованными. В связи с этим ФАС предлагает ввести штрафы за необоснованные обращения. Также остается неудовлетворенной еще одна претензия участников фармрынка — отсутствие других критериев отбора победителя аукциона, кроме цены. Утверждая, что уровень качества должен определяться и указываться в документации самим заказчиком, Андрей Цариковский прибегает к неожиданным сравнениям: «Если вы поехали на шашлыки, вам нужны пластиковые стаканчики, а не хрустальная посуда». Между тем своей главной задачи — снижение уровня коррупции — закон о госзаказе не решил, ранее утверждали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Исследование, проведенное специалистами университета в 2009 г., показало, что количество взяток и откатов при распределении государственных и муниципальных заказов в годы проведения реформы не уменьшилось. При этом главной причиной неудачи эксперты ВШЭ называли именно восприятие ценовой конкуренции как главного мотора экономического развития. Ходом реформы госзаказа озаботилось и Минэкономразвития, разработав очередной проект, вносящий изменения в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с ним правительство сможет определять особенности размещения и устанавливать требования к конкретному заказу. Для этого заказчик должен предварительно получить согласие Минэкономики, Минфина и ФАС. Что касается непосредственно фармрынка, в августе Минэкономразвития предложило внести в закон о размещении заказов обязанность государственных и муниципальных заказчиков указывать в тендерной документации, документах об аукционе, извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме исключительно МНН лекарственных средств. При этом разработчики предложили оставить возможность указывать торговые наименования лекарств, входящих в специальный перечень, формированием которого будут заниматься Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. ФАС против подобной меры не возражает. Исключения составят препараты, которые не могут быть заменены в процессе лечения на аналоги, заявил Михаил Евраев. Пока в список «избранных» препаратов предлагается внести циклоспорин и инсулины.
К.СЕДОВ
Подписано в печать
14.09.2010