«Московские аптеки», 2011, N 1
РОСТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА АПТЕКИ ПРИВЕДЕТ К НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ
Аптечные организации выполняют две важные функции: социальную и торговую. В ушедшем году изменения законодательства коснулись всех граней аптечной деятельности. Самые значимые события 2010 г. — вступление в силу ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и введение новых механизмов государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, которые впервые закреплены в законе. Тем самым определено регулирование цен только на перечень ЖНВЛП и отменена совместно с постановлением Правительства РФ возможность установления торговых надбавок на лекарственные препараты, не входящие в перечень. До 2010 г., точнее до 1 сентября 2010 г., 65 субъектов РФ регулировали надбавки практически на весь ассортимент. Предложенные правительством механизмы регулирования цен уже сегодня предъявляют требования ко всем участникам товаропроводящей цепи. Это вселяет аптечным организациям надежду на долгожданную справедливость: контролировать теперь будут не только аптеки, что было начиная с 1991 г., то есть с момента появления ЖНВЛС на нашем рынке. Сегодня рынок представлен 1200 производителями, 1120 дистрибьюторами и 49000 аптечными организациями. Рентабельность дистрибьюторов — 3-5%, тогда как у «всегда виноватых» в высоких ценах аптек рентабельность 0,5-2% (причем 2% она составляет только у 14% аптечных организаций). Преобладающей функцией дистрибьютора сегодня становится функция логистического оператора, что должно отразиться на стабилизации цен на лекарственные препараты. Сегодня первая десятка крупнейших дистрибьюторов обеспечивает около 80% рынка, и возникает вопрос, нужны ли фармацевтическому рынку 1200 оптовых компаний? В прошлом году аптеки получили новый перечень минимального ассортимента, который представлен существенно сокращенным количеством лекарственных препаратов. Однако он не является обязательным требованием к осуществлению оптовой торговли, а обязательное наличие минимального ассортимента и его своевременное пополнение напрямую зависят от наличия обязательных позиций у дистрибьютора. В 2010 г. мы узнали, что на 2013 г. запланирован переход от лицензирования к уведомительному порядку начала осуществления фармацевтической деятельности, это готовит рынок к созданию и развитию институтов саморегулирования розничной деятельности. В 2003 г. РААС была создана с целью налаживания механизмов саморегулирования нашей деятельности, и с сентября ассоциация начала процесс перехода к статусу саморегулируемой организации. Среди особо значимых достижений нашей ассоциации в 2010 г. — это сохранение косметических и парфюмерных средств в ассортименте аптек страны, которые мы называем «лечебной аптечной косметикой». Косметические и парфюмерные средства обеспечивают аптеки оборотными средствами, которые необходимы для поддержания полноты ее ассортимента, того же перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для наших граждан и минимального ассортимента, который носит обязательный характер. Но это не единственное наше достижение последнего времени. В ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» в число разрешенных к реализации товарных групп включены биологически активные добавки. Мы отстаивали БАД, как и ряд других товарных категорий. РААС очень долго и целенаправленно, практически на протяжении всей своей деятельности, отстаивает расширенный ассортимент, и он федеральным законом N 61 был все-таки расширен. Это не столько интересы бизнеса — наша деятельность социально ориентирована, и мы прекрасно понимаем, сколь важна такая составляющая, как профилактика заболеваний, обеспечение и поддержка здорового образа жизни. Для нашей ассоциации в приоритете планы и их практическое выполнение, нежели просто надежды на их реализацию. Но решение одной проблемы все-таки связано с надеждой на благополучный исход. Речь идет об увеличении налогового бремени в 2011 г. и его негативных последствиях на качество фармацевтической помощи населению. Особенность аптечного рынка России заключается в том, что он выстроен и работает с применением льготного режима налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход, которого многие аптечные организации теперь лишились. Одновременное увеличение ставок страховых взносов (ранее ЕСН) и отмена ЕНВД привели нас в целом к увеличению налогового бремени в разы. В результате рентабельность аптек отрицательная, что влечет за собой множество негативных последствий, как социальных, так и экономических. РААС продолжает работу по обеспечению льготного налогообложения для аптечных организаций, ведь сегодня в зоне риска абсолютно все аптеки: и крупные, и средние, и мелкие аптечные сети, включая МУПы и ГУПы, и те, кто лишились льготы ЕНВД (в большей степени), и даже те, кто и в 2011 г. применяют названную льготу. Если не произойдет изменений в налогообложении аптечных организаций, то рынок ждут структурные изменения, ведь сегодня его участники уже оказались в неравных конкурентных условиях по налогообложению. 30 ноября 2010 г. в ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев в качестве меры поддержки малого бизнеса в социальной сфере назвал установление на переходный период ЕСН в размере 26%. Но в список организаций социальной сферы не были включены аптеки, ведь они не используют УСН и не относятся к малому бизнесу. Наши прогнозы далеко неоптимистичны, но озвучить их необходимо. Рост налоговой нагрузки при отмене ЕНВД и увеличение тарифов страховых взносов для аптечных организаций будут иметь следующее негативное влияние на рынок и социальную сферу: — Увеличение налогового бремени приведет к сокращению наличия препаратов списка ЖНВЛС. Аптеки ждет снижение ассортимента из-за невозможности финансирования товарного запаса самостоятельно. — Возникнет необходимость дополнительной финансовой поддержки местными бюджетами ГУПов и МУПов, т.к. стабильные убытки приведут к кризису ликвидности этих предприятий. — Произойдет сворачивание социальных программ и проектов — скидок пенсионерам. Около 5% маржи аптечные организации ориентируют на скидки по социальным картам, от которых аптеки вынуждены будут отказаться. — Аптеки прекратят модернизацию и сэкономят на инновационных проектах. Около 3,2% от выручки аптечные сети тратили в 2010 г. на модернизацию и инновацию. — Произойдет сокращение рабочих мест в аптечной сфере. — Отрасль потеряет инвестиционную привлекательность, что приведет к ее деградации и возможному выходу на рынок сильного зарубежного игрока, который будет регулировать и цены и ассортимент, поддерживая западных производителей лекарств. — Кредитные организации потеряют интерес к аптечному рынку, что приведет к полному или частичному сокращению кредитования фармацевтической отрасли крупными банками. Принимая во внимание тот факт, что часть экономических отраслей обеспечены льготными условиями (например, область информационных технологий имеют льготные ставки страховых взносов до 2019 г.), в условиях государственного регулирования цен аптечные организации ориентируются на преференцию от государства в виде сохранения специальных режимов и льготных тарифов по страховым взносам. Мы считаем, что субъекты розничной фармацевтической деятельности, имеющие социальную направленность, работающие в условиях жесткого государственного контроля над ценообразованием на ЛС, вправе рассчитывать на льготные условия по налогообложению. В планах Ассоциации: обеспечить, насколько это в наших силах, выживание аптекам и развивать институт саморегулирования розничной фармацевтической деятельности. В 2011 г. мы продолжим работу по отстаиванию интересов аптечных организаций и населения.
Исполнительный директор
Российской ассоциации
аптечных сетей, к.ф.н.
Н.В.ИГНАТЬЕВА
Подписано в печать
30.01.2011