«Московские аптеки», 2003, N 6
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(Продолжение. Начало см. «Московские аптеки» N 5, 2003)
Акцизы
С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по акцизам установлены в гл. 22 НК РФ. Налогоплательщиками акцизов являются аптечные организации, производящие и реализующие подакцизные товары, т.е. производственные аптеки. Подакцизными товарами для аптек признаются (ст. 181 НК РФ): — спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; — спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%. Лекарственные средства и препараты, лечебно-профилактические средства, содержащие спирт, не признаются объектом налогообложения, если они внесены в Госреестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения либо изготовлены аптечными организациями и разлиты в емкости в соответствии с требованиями госстандартов лекарственных средств. Объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями (ст. 182 НК РФ). Таким образом, аптеки, производящие и реализующие спирт этиловый концентрации 95% (применяется в медицинских целях — ГОСТ 5962-67), 90, 70 и 40% (применяется для изготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, для обеспечения ЛПУ — фармакопейные статьи ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94) по фармакопейным статьям из спирта этилового крепостью 96%, являются (как производители подакцизной продукции) плательщиками акцизов по операциям реализации спирта этилового, изготовленного по фармакопейным статьям. Если же аптека осуществляет розлив, например, спирта этилового 95% (ГОСТ 5962-67), объекта налогообложения акцизами не возникает в соответствии с п. 3 ст. 182 НК РФ, т.к. розлив спирта этилового такой концентрации (технические условия ГОСТа 5962-67 не содержат требований по упаковке (розливу) этой продукции) не является частью его производства. Такое разъяснение содержится и в частном письме Управления МНС РФ по г. Москве от 30.05.02 N 24-11/24790. Что касается спиртосодержащих растворов лекарственных средств, изготовляемых в аптеках по рецептам врачей, то в п. 2.2.1. Методических рекомендаций по применению гл. 22 «Акцизы» НК РФ (подакцизные товары)», утвержденных приказом МНС РФ от 18.12.2000 N БГ-3-03/440 (ред. от 06.08.02), уточнено, что основанием для освобождения от уплаты акцизов данной продукции при изготовлении ее аптечными организациями является индивидуальный рецепт или требования лечебных организаций, заверенные в установленном порядке, но изготовленные спиртосодержащие лекарственные средства не будут рассматриваться как подакцизный товар только в случае, если они разлиты в емкости в соответствии с требованиями госстандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 200 НК РФ начисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Налоговые ставки определены в ст. 193 НК РФ по каждому виду подакцизного товара. Для этилового спирта из всех видов сырья установлена ставка 16 р. 20 к. за 1 л безводного этилового спирта. Налоговый период составляет один календарный месяц. Уплата акциза при реализации осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем (ст. 204 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Декларация по акцизам заполняется по формам, утвержденным Приказом МНС России от 17.12.02 N БГ-3-03/716 «Об утверждении Декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам».
Налог на прибыль организаций
С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций установлены в гл. 25 НК РФ. Аптечные организации, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль. Из особенностей по налогу на прибыль для аптечных организаций следует отметить порядок распределения расходов для непроизводственных и производственных аптек. Для непроизводственной аптеки, как предприятия розничной торговли, порядок определения расходов определяется ст. 320 НК РФ. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров — в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Для производственной аптеки к прямым расходам относятся: — затраты на приобретение сырья и материалов, используемых при изготовлении лекарств (ингредиенты, стеклянная тара, этикетки, бумажные капсулы и т.д.); — расходы на оплату труда и ЕСН производственного персонала; — амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве лекарств (лабораторное оборудование, холодильники и т.д.). Все другие расходы признаются косвенными. Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода. Сумма прямых расходов относится на уменьшение доходов от производства и реализации частично. Исключаются суммы прямых расходов, распределенных на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции. В части экономически обоснованных расходов, связанных с производством и реализацией, для аптек существует такие специфические статьи расходов, как обеспечение работников спецодеждой и вакцинация работников от гриппа. В соответствии с разъяснениями МНС России, изложенными в п. 5.1. Методических рекомендаций по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» ч. II НK РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.02 N БГ-3-02/729, относительно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (материальные расходы) — расходы на приобретение спецодежды уменьшают налогооблагаемую прибыль только в случае, если спецодежда выдается тем категориям рабочих и служащих, кому она положена в соответствии с перечнями, утвержденными Минтруда РФ. В разделе III Постановления Минтруда РФ от 29.12.97 N 68 (ред. от 17.12.01) «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» приведены нормы выдачи спецодежды для аптечных учреждений. Поэтому если спецодежда выдается строго в соответствии с нормами, то затраты на приобретение и обслуживание спецодежды (ремонт, стирка) при наличии первичных документов уменьшают налогооблагаемую прибыль. При наличии внутреннего приказа по предприятию о необходимости вакцинации сотрудников от гриппа (со ссылками на нормативные документы: Приказ Комитета здравоохранения Москвы, ЦГСЭН в г. Москве от 18.09.02 N 431/168 «О проведении мероприятий по сезонной профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в г. Москве в 2002-2003 гг.», распоряжение Премьера Правительства Москвы от 21.03.01 N 219-РП «О проведении ежегодных профилактических мероприятий по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям в г. Москве», Приказ Минздрава РФ от 27.01.98 N 25 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» для «групп высокого риска») затраты по приобретению вакцины от гриппа можно отнести к затратам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией — расходы на обеспечение нормальных условий труда. Также рекомендуется включить в Коллективный договор предприятия пункт об обязательной вакцинации сотрудников. В соответствии со ст. 313 НК РФ аптеки должны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов (подробнее см. ст. Милушиной И.Л. Налоговый учет в аптеке//Законодательство, учет налоги, менеджмент: прил. к журн. Экономический вестник фармации, 2002, N 10. С. 23-51). Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Формы налоговых регистров предприятие разрабатывает самостоятельно как приложение к учетной политике в целях налогообложения. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: — наименование регистра;
— период (дату) составления;
— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; — наименование хозяйственных операций;
— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Продолжение см. «Московские аптеки» N 7, 2003
Аудитор юридической компании
«Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
Подписано в печать
24.06.2003