Британские специалисты спасли женщину, в крови которой концентрация кофеина превышала летальную почти вдвое.
Кофеин — психоактивный стимулятор. Однако производство большинства продуктов, которые его содержат (чай, кофе, прохладительные напитки), никак не регулируется. Конечно, большинство людей употребляют кофеин в умеренных, безопасных дозах, но многие не знают меры.
Одна чайная ложка порошка чистого кофеина эквивалентна 28 чашкам кофе. Неудивительно, что Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США запретило продажу порошкового кофеина. Запрет был установлен после нескольких летальных исходов из-за кофеиновой передозировки.
Недавно пациентка с такой передозировкой попала в Госпиталь королевы Елизаветы в Лондоне. 26-летняя девушка съела около 20 граммов кофеина — две чайные ложки с горкой. Эта доза эквивалентна 50-60 чашкам крепкого кофе и может попросту убить человека. «Употребление кофеина в количестве более одного-двух граммов уже вызывает значительный токсический эффект, — пишут врачи в отчете, который был опубликован в издании BMJ Case Reports. — Смертельная передозировка кофеина происходит после приема внутрь более пяти граммов или при концентрации кофеина в крови свыше 80 мг/л».
Это означает, что пациентке из описанного случая невероятно повезло: первый же анализ крови на содержание кофеина показал концентрацию 147,1 мг/л. Причем это было уже после начала лечения: следовательно, пиковая концентрация вещества в крови девушки была еще выше.
Когда пациентку привезли в госпиталь, у нее наблюдались учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и сильная потливость. Уже в госпитале у нее начались гипервентиляция и рвота. ЭКГ выявила аномальную форму сердечного ритма, так называемую полиморфную желудочковую тахикардию, которая часто приводит к фибрилляции желудочков и остановке сердца. Также в организме британки накопилось большое количество кислоты, что привело к респираторному алкалозу (дисбалансу кислорода и углекислого газа в кровотоке).
Пациентке пришлось провести гемодиализ и подключить ее к аппарату ИВЛ. Ей внутривенно вводили бикарбонат для восстановления кислотно-щелочного баланса, сульфат магния для контроля сердечного ритма и активированный уголь, чтобы вывести из почек токсины. Также женщине вводили норадреналин для снижения давления.
В дополнение ко всему перечисленному для лечения применяли интралипид. Это вещество, используемое для парентерального питания в тяжелых клинических случаях (сепсис, сильные ожоги, политравма), помогло вывести из организма токсичные жирорастворимые вещества.
К счастью для пациентки, комбинация средств сработала. Через два дня она была экстубирована, снята с диализа, но оставалась под наблюдением в реанимации еще на протяжении недели.
Сейчас какие-либо клинические рекомендации для лечения кофеиновой передозировки отсутствуют. Но врачи, которые лечили женщину, считают, что комбинация интралипида и гемодиализа может «предоставить новое и эффективное лечение при угрозе жизни в случае передозировки кофеином».