Понедельник, 27 октября 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Новости медицины и фармации

Вадим Кукава: Равнение на Китай

26.10.2025
в Новости медицины и фармации

Дженерики как стартовая площадка для инноваций

Китай начал развитие своей фармацевтической промышленности с производства самых простых и востребованных аналогов. Причем поддержка производителям оказывалась планомерно и на протяжении ряда лет. Однако постепенно страна пришла к пониманию того, что одними дженериками задачи, стоящие перед современным здравоохранением, не решить.

Китай последовательно начал менять подход к фармпромышленности и фармрынку в целом. Усилилось давление регулятора на производителей с тем, чтобы повысилось качество производимых дженериков, и параллельно с этим начала формироваться экономика масштаба, которая выдавливала с рынка неэффективных мелких производителей. Ключевую роль в этом процессе сыграли ежегодные переговоры по включению препаратов в национальный перечень возмещения (NRDL), где глубокие дисконты для дженериков стали «новой нормой». Например, в 2020 году среднее снижение цены превысило 50%. Это, с одной стороны, усилило конкуренцию между производителями аналогов, а с другой — дало возможность высвободить часть бюджетных средств, которые были направлены на развитие инноваций и закупку ранее недоступных оригинальных препаратов.

От простых копий к «первым в классе» препаратам

Как же случилось, что Китай вышел из дженериковой парадигмы и смог начать ускоренное движение в сторону инноваций? Как уже отмечалось выше, это комплексный и системный процесс, но переломным стал так называемый пакет поправок к «Закону о регулировании лекарственных средств» и последующие регуляторные изменения. В результате появились элементы, без которых ускоренный инновационный цикл был бы невозможен, например:

  • усиленный фармаконадзор и сквозная прослеживаемость жизненного цикла препарата, без чего фундамент ответственности и качества был бы невозможен;
  • «молчаливое» одобрение клинических исследований за 60 рабочих дней, по сути своей — упрощенные процедуры и возможность оперативного допуска препарата на рынок при угрозе жизни и отсутствии иных терапевтических альтернатив;
  • патентная «увязка» (patent linkage) — в Китае этот инструмент не только безупречно работает вне зависимости от страны производителя препарата, но и функционирует в связке с клинической эксклюзивностью, то есть разработчики уникальных оригинальных лекарственных средств (в частности орфанных и педиатрических) имеют дополнительные преимущества;
  • продления срока действия патента (PTE) до пяти лет для компенсации времени, затраченного на регуляторные процедуры. 

Помимо поддержки собственных производителей инновационных лекарств китайский регулятор сделал шаг дальше, с тем чтобы стимулировать конкуренцию с ведущими мировыми производителями. Например, Китай снял ввозные пошлины на 28 категорий импортных лекарств (в первую очередь — онкологию) и снизил НДС для этой группы. Параллельно с этим с 2023 года тарифный план-2023 точечно понизил пошлины на сырье и изделия медназначения. Экономический сигнал был однозначным: побеждают не административные преференции, а эффективность и клиническая ценность.

Опыт Китая показывает: целевые регуляторные и экономические реформы за короткие сроки способны радикально преобразить фармрынок, повысив доступность инновационной терапии. Существенную роль в этом процессе сыграла институциональная перестройка политики регулятора, изменения правил регистрации препаратов, ускоренные процедуры допуска и признание зарубежных клинических данных, что многократно сократило сроки вывода инноваций на рынок и заметно уменьшило исторический лаг в доступности новых препаратов по сравнению с США. При этом регулятор сделал ставку не только на цену или объем производства, но и на клиническую ценность. В итоге сегодня китайские пациенты зачастую быстрее получают доступ к таргетной терапии, иммунопрепаратам и новым биотехнологическим решениям даже по сравнению с передовыми странами Европы и Америки.

Клеточные технологии и регуляция рисков

Один из самых показательных примеров — CAR-T-терапия. Китай за считанные годы создал одну из самых активных экосистем: сотни клинических исследований, быстрые регистрации, значительные инвестиции. В мире, несмотря на все преимущества, внедрение CAR-T в обычную клиническую практику остается вызовом, поскольку требует подготовленной инфраструктуры и регуляторной среды, которая помогает выводу таких решений на рынок, а не препятствует ему. И здесь как раз реформы, проводимые в Китае, дали свой результат. Сегодня страна — абсолютный лидер в клеточных технологиях: по состоянию на конец прошлого года в Китае шло более 850 исследований CAR-T; драйверами стали благоприятное регулирование, значительные государственные вложения и развитая инфраструктура клинических исследований. Когда в 2023—2024 годах возникла проблема вторичных злокачественных опухолей после CAR-T, регулятор синхронно усилил требования к маркировке и фармаконадзору, закрепив пожизненное наблюдение как стандарт. Это демонстрирует, что повышенная скорость допуска инноваций вполне может уживаться с высоким уровнем безопасности.

Что из этого следует для России

Во-первых, нам критически необходим аналогичный китайскому опыту «контракт с инновациями» на законодательном уровне. Нужно сформировать свой собственный полный набор инструментов, включающий регуляторную, правовую и экономическую поддержку новых фармацевтических разработок. Китай на уровне государственной парадигмы принял курс на инновации. У нас такого, к сожалению, нет. Даже если посмотреть стратегию развития отрасли «Фарма-2030» — там нет количественных показателей по разработке и выводу на рынок инновационных лекарственных препаратов. В Китае специально проводилась политика по локализации, например, там активно привлекались в отрасль иностранные высококвалифицированные специалисты, причем за государственный бюджет. Страна дает многочисленные налоговые и таможенные льготы инновационным компаниям в целях стимулирования экспорта. В России на данном этапе государство, к сожалению, не готово масштабно инвестировать из собственных средств в развитие инновационной фармпромышленности, а средств бизнеса явно недостаточно, чтобы этот процесс ускорился.

Во-вторых, рассмотреть альтернативы текущей модели госзакупок, построенной на «экономии» бюджетных средств без реальной оценки такой «экономии». Да, в Китае органы системы здравоохранения жестко контролируют цены и оказывают давление на производителей, но при этом поддерживают инновации. В итоге они фактически пришли к балансу интересов: для дженериков ключевым фактором допуска в госзакупки является качество, цена и масштаб, а для оригинальных препаратов — клинико-экономическая эффективность и только затем ценовой фактор.

В-третьих, развитие собственных инноваций не может существовать в отрыве от мировой экосистемы. Это значительно затруднит развитие индустрии и сделает ее неконкурентоспособной. Поэтому крайне важно упростить внешнеторговую инфраструктуру: необходимо снизить тарифы и лишние регистрационные барьеры на импорт сырья и компонентов, что позволит в конечном итоге снизить себестоимость и конечных инноваций. Кроме того, для тех направлений, где собственное фармпроизводство в обозримой перспективе не сможет создать инновационные разработки лекарств, необходимо упростить доступ для зарубежных производителей, чтобы, с одной стороны, стимулировать конкуренцию, а с другой — повысить доступность современной терапии для отечественных пациентов.

Надо понимать, что китайский переход от дженериков к инновациям — это не чудо и не «ручное управление». В действительности это последовательная политика, в основе которой синергия правовых норм, экономических стимулов и «управляемой» открытости рынка. Китай не отказывается от стратегической автономии своей фармпромышленности, но делает ее более устойчивой и привлекательной не только для местных производителей, но и для мировых фармкомпаний. Да, Китай — не Россия, и не все то, что хорошо сработало у них, обязательно даст результат у нас. Однако нам крайне необходимо понять логику процесса, приведшего к расцвету инноваций, и выбрать из всего множества инструментов те, что дадут результат в нашей среде. В противном случае нашей фармпромышленности будет сложно в полной мере отвечать требованиям здравоохранения XXI века.

Дженерики как стартовая площадка для инноваций

Китай начал развитие своей фармацевтической промышленности с производства самых простых и востребованных аналогов. Причем поддержка производителям оказывалась планомерно и на протяжении ряда лет. Однако постепенно страна пришла к пониманию того, что одними дженериками задачи, стоящие перед современным здравоохранением, не решить.

Китай последовательно начал менять подход к фармпромышленности и фармрынку в целом. Усилилось давление регулятора на производителей с тем, чтобы повысилось качество производимых дженериков, и параллельно с этим начала формироваться экономика масштаба, которая выдавливала с рынка неэффективных мелких производителей. Ключевую роль в этом процессе сыграли ежегодные переговоры по включению препаратов в национальный перечень возмещения (NRDL), где глубокие дисконты для дженериков стали «новой нормой». Например, в 2020 году среднее снижение цены превысило 50%. Это, с одной стороны, усилило конкуренцию между производителями аналогов, а с другой — дало возможность высвободить часть бюджетных средств, которые были направлены на развитие инноваций и закупку ранее недоступных оригинальных препаратов.

От простых копий к «первым в классе» препаратам

Как же случилось, что Китай вышел из дженериковой парадигмы и смог начать ускоренное движение в сторону инноваций? Как уже отмечалось выше, это комплексный и системный процесс, но переломным стал так называемый пакет поправок к «Закону о регулировании лекарственных средств» и последующие регуляторные изменения. В результате появились элементы, без которых ускоренный инновационный цикл был бы невозможен, например:

  • усиленный фармаконадзор и сквозная прослеживаемость жизненного цикла препарата, без чего фундамент ответственности и качества был бы невозможен;
  • «молчаливое» одобрение клинических исследований за 60 рабочих дней, по сути своей — упрощенные процедуры и возможность оперативного допуска препарата на рынок при угрозе жизни и отсутствии иных терапевтических альтернатив;
  • патентная «увязка» (patent linkage) — в Китае этот инструмент не только безупречно работает вне зависимости от страны производителя препарата, но и функционирует в связке с клинической эксклюзивностью, то есть разработчики уникальных оригинальных лекарственных средств (в частности орфанных и педиатрических) имеют дополнительные преимущества;
  • продления срока действия патента (PTE) до пяти лет для компенсации времени, затраченного на регуляторные процедуры. 

Помимо поддержки собственных производителей инновационных лекарств китайский регулятор сделал шаг дальше, с тем чтобы стимулировать конкуренцию с ведущими мировыми производителями. Например, Китай снял ввозные пошлины на 28 категорий импортных лекарств (в первую очередь — онкологию) и снизил НДС для этой группы. Параллельно с этим с 2023 года тарифный план-2023 точечно понизил пошлины на сырье и изделия медназначения. Экономический сигнал был однозначным: побеждают не административные преференции, а эффективность и клиническая ценность.

Опыт Китая показывает: целевые регуляторные и экономические реформы за короткие сроки способны радикально преобразить фармрынок, повысив доступность инновационной терапии. Существенную роль в этом процессе сыграла институциональная перестройка политики регулятора, изменения правил регистрации препаратов, ускоренные процедуры допуска и признание зарубежных клинических данных, что многократно сократило сроки вывода инноваций на рынок и заметно уменьшило исторический лаг в доступности новых препаратов по сравнению с США. При этом регулятор сделал ставку не только на цену или объем производства, но и на клиническую ценность. В итоге сегодня китайские пациенты зачастую быстрее получают доступ к таргетной терапии, иммунопрепаратам и новым биотехнологическим решениям даже по сравнению с передовыми странами Европы и Америки.

Клеточные технологии и регуляция рисков

Один из самых показательных примеров — CAR-T-терапия. Китай за считанные годы создал одну из самых активных экосистем: сотни клинических исследований, быстрые регистрации, значительные инвестиции. В мире, несмотря на все преимущества, внедрение CAR-T в обычную клиническую практику остается вызовом, поскольку требует подготовленной инфраструктуры и регуляторной среды, которая помогает выводу таких решений на рынок, а не препятствует ему. И здесь как раз реформы, проводимые в Китае, дали свой результат. Сегодня страна — абсолютный лидер в клеточных технологиях: по состоянию на конец прошлого года в Китае шло более 850 исследований CAR-T; драйверами стали благоприятное регулирование, значительные государственные вложения и развитая инфраструктура клинических исследований. Когда в 2023—2024 годах возникла проблема вторичных злокачественных опухолей после CAR-T, регулятор синхронно усилил требования к маркировке и фармаконадзору, закрепив пожизненное наблюдение как стандарт. Это демонстрирует, что повышенная скорость допуска инноваций вполне может уживаться с высоким уровнем безопасности.

Что из этого следует для России

Во-первых, нам критически необходим аналогичный китайскому опыту «контракт с инновациями» на законодательном уровне. Нужно сформировать свой собственный полный набор инструментов, включающий регуляторную, правовую и экономическую поддержку новых фармацевтических разработок. Китай на уровне государственной парадигмы принял курс на инновации. У нас такого, к сожалению, нет. Даже если посмотреть стратегию развития отрасли «Фарма-2030» — там нет количественных показателей по разработке и выводу на рынок инновационных лекарственных препаратов. В Китае специально проводилась политика по локализации, например, там активно привлекались в отрасль иностранные высококвалифицированные специалисты, причем за государственный бюджет. Страна дает многочисленные налоговые и таможенные льготы инновационным компаниям в целях стимулирования экспорта. В России на данном этапе государство, к сожалению, не готово масштабно инвестировать из собственных средств в развитие инновационной фармпромышленности, а средств бизнеса явно недостаточно, чтобы этот процесс ускорился.

Во-вторых, рассмотреть альтернативы текущей модели госзакупок, построенной на «экономии» бюджетных средств без реальной оценки такой «экономии». Да, в Китае органы системы здравоохранения жестко контролируют цены и оказывают давление на производителей, но при этом поддерживают инновации. В итоге они фактически пришли к балансу интересов: для дженериков ключевым фактором допуска в госзакупки является качество, цена и масштаб, а для оригинальных препаратов — клинико-экономическая эффективность и только затем ценовой фактор.

В-третьих, развитие собственных инноваций не может существовать в отрыве от мировой экосистемы. Это значительно затруднит развитие индустрии и сделает ее неконкурентоспособной. Поэтому крайне важно упростить внешнеторговую инфраструктуру: необходимо снизить тарифы и лишние регистрационные барьеры на импорт сырья и компонентов, что позволит в конечном итоге снизить себестоимость и конечных инноваций. Кроме того, для тех направлений, где собственное фармпроизводство в обозримой перспективе не сможет создать инновационные разработки лекарств, необходимо упростить доступ для зарубежных производителей, чтобы, с одной стороны, стимулировать конкуренцию, а с другой — повысить доступность современной терапии для отечественных пациентов.

Надо понимать, что китайский переход от дженериков к инновациям — это не чудо и не «ручное управление». В действительности это последовательная политика, в основе которой синергия правовых норм, экономических стимулов и «управляемой» открытости рынка. Китай не отказывается от стратегической автономии своей фармпромышленности, но делает ее более устойчивой и привлекательной не только для местных производителей, но и для мировых фармкомпаний. Да, Китай — не Россия, и не все то, что хорошо сработало у них, обязательно даст результат у нас. Однако нам крайне необходимо понять логику процесса, приведшего к расцвету инноваций, и выбрать из всего множества инструментов те, что дадут результат в нашей среде. В противном случае нашей фармпромышленности будет сложно в полной мере отвечать требованиям здравоохранения XXI века.

Пред.

Ученые, доказавшие способность млекопитающих дышать через анус, впервые протестировали метод «кишечного дыхания» на людях

След.

Разработана программа допобразования по специальности «Управление и экономика фармации»

СвязанныеСообщения

Совет директоров Novo возглавит председатель совета Novo Nordisk Foundation
Новости медицины и фармации

Совет директоров Novo возглавит председатель совета Novo Nordisk Foundation

27.10.2025
Глава АРФП предложил менять дискриминационные требования при выводе продукции отечественной фармпромышленности на рынок Узбекистана
Новости медицины и фармации

Глава АРФП предложил менять дискриминационные требования при выводе продукции отечественной фармпромышленности на рынок Узбекистана

27.10.2025
Biogen приобрела права на препарат от Vanqua Bio за 1,06 млрд долларов США
Новости медицины и фармации

Biogen приобрела права на препарат от Vanqua Bio за 1,06 млрд долларов США

27.10.2025
След.
Разработана программа допобразования по специальности «Управление и экономика фармации»

Разработана программа допобразования по специальности «Управление и экономика фармации»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Массаж курс для начинающих Массаж курс для начинающих 342 ₽
  • Encyclopedia of Life Sciences II, Medical Sciences, Pharmaceutic Encyclopedia of Life Sciences II, Medical Sciences, Pharmaceutic 479 ₽
  • Patient Informations Animation Volume I Patient Informations Animation Volume I 479 ₽
  • Generalized and partial SZ video Generalized and partial SZ video 342 ₽

Товары

  • Public Health and Medical Management Books Public Health and Medical Management Books 342 ₽
  • Clinical Atlas v.2.0 Clinical Atlas v.2.0 616 ₽
  • Narcology Books 2 Narcology Books 2 342 ₽
  • Rosen Emergency Medicine Concepts and Clinical Practice 5 Ed Rosen Emergency Medicine Concepts and Clinical Practice 5 Ed 205 ₽
  • Массаж спины Массаж спины 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн ФАС вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств сделка слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Совет директоров Novo возглавит председатель совета Novo Nordisk Foundation
  • Глава АРФП предложил менять дискриминационные требования при выводе продукции отечественной фармпромышленности на рынок Узбекистана
  • Biogen приобрела права на препарат от Vanqua Bio за 1,06 млрд долларов США
  • Производители попросили Минздрав ускорить внесение данных о статусе регудостоверений в ГРЛС
  • «Генериум» зарегистрировал оригинальный препарат для лечения синдрома Хантера
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version