2007 год на календаре Научно-производственного центра «Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси» отмечен дважды: в 2007 г. исполняется 40 лет с момента основания учреждения (на тот момент — Отдела регуляции обмена веществ Академии наук БССР), в связи с чем 11-12 октября в г. Гродно запланировано проведение Международной научной конференции «Лекарственные средства и биологически активные соединения», посвященной юбилейной дате.
Кроме того, год назад научное учреждение получило новое имя и статус: постановлениями Президиума НАН Беларуси от 19.01.2006 г. №9 и Бюро Президиума НАН Беларуси от 12.05.2006 г. №245 Институт биохимии, носивший данное название с 1985 г., был преобразован в Государственное учреждение «НПЦ «Институт фармакологии и биохимии»».
Согласно планам Институт должен стать одним из основных исполнителей государственной научно-технической программы "Новые лекарственные средства" на 2006-2010 гг.
Фундаментом НПЦ «Институт фармакологии и биохимии» явилось слияние двух школ: Островского и Шадурского.
Академиком Ю.М.Островским в Институте биохимии была создана научная школа по биохимии животных и человека и по изучению медико-биологических аспектов алкоголизма и наркоманий. Здесь проводились исследования роли биологически активных соединений в регуляции обменных процессов и поддержании метаболического гомеостаза, молекулярных механизмов возникновения и развития патологических состояний. Д.м.н., проф. К.С.Шадурский еще в 1954 г. основал Белорусскую научную школу фармакологии и токсикологии. Эта одна из наиболее крупных в бывшем Советском Союзе школ действует в Институте фармакологии и биохимии и по сей день. Последователи Константина Станиславовича Шадурского — а это более 150 кандидатов и 30 докторов наук — в разное время возглавляли кафедры и лаборатории фармакологии и токсикологии в медицинских вузах и научных учреждениях Беларуси (Минск, Витебск, Гродно), Российской Федерации (Москва, Калуга, Волгоград, Смоленск и др.), Украины (Донецк). В настоящее время в Республике Беларусь представителями и последователями школы К.С.Шадурского являются д.м.н., проф., лауреат Государственной премии СССР Б.В.Дубовик, д.м.н., проф. А.С.Захаревский, д.м.н., проф. Б.Б.Кузьмицкий.
Более 30 лет в Институте выполняются работы в области нейрохимии, биохимии алкогольной и наркотической зависимости, витаминологии, фармакологии метаботропных средств и биорегуляторов, средств метаболической защиты.
На текущий момент структура научных подразделений НПЦ выглядит следующим образом.
При НПЦ «Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси» открыта аспирантура и создан Совет 01.30.01 по защите докторских (кандидатских) диссертаций по специальностям биохимия по биологическим наукам (03.00.04), экспериментальная и клиническая фармакология по биологическим и медицинским наукам (14.00.25), токсикология по биологическим наукам (14.00.20).
Коллектив Центра принимает участие в выполнении важнейших государственных и научно-технических программ в области медицины и здравоохранения, разработки новых лекарственных и диагностических средств.
— Наш Институт проводит научно-инновационные работы и специализируется в области биомедицинских наук, фармакологии, токсикологии, биохимии человека и животных, биомедицинской и фармацевтической химии. В настоящее время научная и инновационная деятельность НПЦ активно развиваются по нескольким приоритетным направлениям, — поясняет замдиректора по научной работе и инновациям ГУ «НПЦ «Институт фармакологии и биохимии»», к.б.н., Лариса Николаевна Николаевич. Это исследования в области функционирования биосистем, биотехнологий, химио- и иммунопрофилактики и терапии инфекционных и неинфекционных заболеваний, иммунологии, молекулярной биологии, биохимии. Это изучение особенностей и механизмов влияния химических и биологических факторов среды обитания; это токсиколого-гигиеническая оценка новых химических композиций и рецептур, внедряемых в различные отрасли народного хозяйства и здравоохранения. Мы разрабатываем физические, химические, биологические и генетические методы и технологии получения новых веществ, материалов, модифицированных биологических форм, наноматериалов и нанотехнологий; новые лечебные, диагностические, профилактические и реабилитационные технологии, приборы и изделия медицинского назначения, лекарственных и иммунобиологических препаратов, клеточных и молекулярно-биологических технологий; новые методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний человека.
Совместно с заинтересованными организациями и учреждениями наш Центр проводит полный цикл исследовательских и внедренческих работ по изысканию и разработке новых фармсубстанций, ЛС, биологически активных соединений, биокорректоров, нутрицевтиков, БАДов и др. Мы выполняем системные научные исследования в области изучения молекулярных механизмов регуляции обмена веществ в норме и при патологии, молекулярной и генетической диагностики, фармакогеномики, разработки молекулярных основ создания современных биосенсоров и др.
— В чем заключается важность данных исследований, их прикладное значение?
— На базе Института фармакологии и биохимии проходят доклинические испытания и исследования биологически активных молекул различной природы. В качестве примера приведу результаты некоторых исследований:
— Показано, что производные пантотеновой кислоты — предшественники кофермента А (КоА), обладают антиапоптозным действием в условиях инициирования окислительного стресса in vivo и в модельных системах. Этот эффект связан с воздействием системы биосинтеза КоА на стационарное состояние восстановленного глутатиона и проведение сигнала в клетке за счет изменения в ней окислительно-восстановительного состояния. Тем самым открывается возможность использования производных пантотеновой кислоты при нейродегенеративных процессах, характерным для которых является дефект пантотенаткиназной реакции или функциональное ослабление системы КоА в нейронах и подкорковых структурах;
— Разработана рецептура БАД на основе D-пантенола и L-карнитина для модификации антиоксидантного статуса организма и активации анаболических процессов.
— Показано, что тяжелый стресс приводит к энергетическому истощению миокарда левого желудочка крыс, которое сопровождается дезинтеграцией ультраструктуры, изменением физических свойств мембран митохондрий, нарушением дыхания и окислительного фосфорилирования этих органелл. На пике уровня стрессорных гормонов в крови животных тиамин оказывает стабилизирующее воздействие на перечисленные параметры. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности существующих методов коррекции стрессорных кардиопатий в клинических условиях.
— Выявлен корригирующий эффект урсодезоксихолевой кислоты при нарушениях обмена тестостерона в семенниках животных после облучения малыми дозами радиации.
— В экспериментах на животных установлено, что аспарагиновая кислота, композиции аминокислот с разветвленной углеводородной цепью в сочетании с таурином или триптофаном, карнитин и карнитин с пантенолом ускоряют элиминацию этанола и снижают его токсичность при острой алкогольной интоксикации. Изученные соединения являются перспективными в плане использования для лечения отравлений алкоголем и проведения дезинтоксикационной терапии у больных алкоголизмом.
— На клетках (линия В14, эритроциты человека) и изолированных клеточных мембранах продемонстрировано, что цитотоксический эффект гипохлорной кислоты связан с окислительной модификацией ДНК (формирование одиночных и двойных разрывов), повреждением клеточных белков (окисление тиоловых групп, образование белковых карбонильных групп) и нарушением редокс-потенциала клетки. Антиоксидант мелатонин обладает выраженным защитным действием, что позволяет рекомендовать его в качестве цитопротекторного препарата.
— Объяснены механизмы специфического противоопухолевого и метаболического воздействия композиции производных L-аминокислот фенилацетилглутамина и фенилацетата, которые заключаются в изменении активности лимитирующих рост опухоли метаболических потоков (угнетении гликолиза, активация глюконеогенеза, процессов формирования фонда свободных аминокислот), активации специфического противоопухолевого иммунитета, воздействии на уровне ферментов на основные регуляторные реакции обмена веществ. При действии композиции нивелируется метаболический дисбаланс в организме опухоленосителя и реализуется терапевтический эффект;
— Установлено, что при совместном введении цитостатика сарколизина с аминокислотным препаратом тавамин нарушенный обмен глутатиона и глутамина в тканях мышей с асцитной карциномой Эрлиха нормализуется. Отмечено увеличение продолжительности жизни более чем на 50% у животных-опухоленосителей, которые получали данную комбинацию препаратов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке новых схем химиотерапии с целью снижения токсических эффектов цитостатиков и восстановления организма в промежутках между курсами лечения.
— Насколько тесно Институт фармакологии и биохимии сотрудничает с белорусскими фармпредприятиями?
— Безусловно, мы осуществляем тесное взаимодействие как с промышленными предприятиями, так и с профильными научными учреждениями. Сотрудниками нашего Центра совместно с учеными Белорусского государственного медицинского университета, Института физико-органической химии НАН Беларуси, ОАО «Белмедпрепараты» были выполнены фундаментальные медико-биологические исследования, которые привели к разработке инновационных ЛС. Для наглядности перечень этих ЛС мы сгруппировали в схеме.
— Какие моменты в разработке и создании новых лекарств, на Ваш взгляд, заслуживают сегодня особого внимания?
— Как генетику, в связи с ростом онкозаболеваний хотелось бы обратить внимание на проверку ЛС на мутагенность. Данная проверка — на канцерогенность и мутагенность — сегодня обязательна для всех фармакологических и ЛС. При этом следует исходить из положения, что все ЛС подразделяются на принципиально новые, не имеющие химических аналогов, вновь синтезируемые в известном химическом ряду и воспроизводимые. Подходы к решению вопроса о тестировании на мутагенность и канцерогенность этих групп ЛС должны быть разные. Обязательному тестированию на мутагенность и канцерогенность должны подвергаться вновь синтезируемые ЛС, рекомендуемые в качестве профилактических, лечебно-косметических, для применения в течение всей жизни длительными (более 15 дней) повторными курсами, без назначения врача среди широких слоев населения, в детской практике, для лечения беременных женщин. Кроме того, критериями для изучения ЛС на канцерогенность могут служить сведения о наличии клинико-эпидемиологических данных, указывающих на канцерогенный и мутагенный риск при применении в лечебной практике аналогов, наличии цитостатических, алкилирующих, гормоноподобных, ростстимулирующих свойств, наличии ограниченных сведений о мутагенности и канцерогенности ЛС или его аналогов для экспериментальных животных в ранее проведенных исследованиях.
Вопрос об испытании ЛС рассматривается в каждом конкретном случае, т.е. предназначаемые для лечения злокачественных новообразований, применяемых однократно или краткосрочными неповторяющимися курсами (до 14 дней).
Особое внимание следует уделить оценке мутагенных и канцерогенных эффектов при назначении нескольких препаратов разного спектра действия в комплексной терапии заболеваний. В некоторых случаях лекарственные препараты наряду с терапевтическим эффектом могут обладать антимутагенными свойствами. Такие лекарственные препараты «двойного действия», применяемые в клинической практике, малочисленны.
Источник: журнал "Ремедиум" №9 2007.