Форум, организованный фондом «Общественное мнение», журналом Vademecum и НП «НАСКИ» при поддержке Минздрава России и Агентства стратегических инициатив, собрал 27 ноября в столичном «Президент-отеле» более 200 делегатов – представителей органов власти всех уровней, научных, экспертных и общественных организаций, частных и государственных предприятий индустрии здравоохранения. Партнерами форума выступили крупнейшие игроки российского фармрынка – компании «Нацимбио», Sanofi, MSD, «Петровакс» и «Самсон-Фарма».
Минздрав России, подчеркнула Вероника Скворцова, открывая форум, последовательно выстраивает систему укрепления общественного здоровья и иммунитета, привлекая к этой работе не только организаторов здравоохранения, предпринимателей, лидеров мнений, но и, конечно, самих граждан страны.
Донести до всех жителей страны информацию о базовых принципах заботы о здоровье, значимости иммунопрофилактики и вакцинации поможет выстраиваемая сегодня в России сеть центров общественного здоровья, каждый из которых будет нацелен на аудиторию численностью 180–200 тысяч человек. «Эти центры мы включим в нашу сеть, обладающую полной информацией обо всех аспектах ведения здорового образа жизни, укрепления здоровья и иммунитета», – объяснила суть инициативы Вероника Скворцова.
К работе над этим масштабным проектом, отметила министр, в числе прочих привлекаются такие организации, как, например, РСПП, «Опора России», которые на своих площадках внедряют соответствующие программы заботы о здоровье сотрудников корпораций. В то же время инициаторы проекта не упускают из вида самую юную целевую аудиторию.
«Вместе с другими федеральными министерствами мы подготовили комплекс учебных изданий для детей, методических пособий для учителей, памяток для родителей – все для того, чтобы переформатировать процесс обучения детей, начиная с 3 лет. Ведь именно в это время можно вложить в человека мотивирование к ведению здорового образа жизни», – подчеркнула Вероника Скворцова.
Понятие «общественное здоровье» объединяет сегодня целый ряд смыслов и обстоятельств – это и образ жизни, и отношение к иммунопрофилактике и вакцинации, и уровень развития медицинской и фармацевтической индустрии, и многое другое. Из этих факторов и складывается здоровье и самочувствие каждого человека, общества и нации в целом.
«Каждый человек принимает сам решение относительно своего здоровья. Здесь важно дать человеку полную информацию о том, что для него хорошо, а что плохо, на основании которой он и сможет принять жизненно важное решение», – обозначил цели просветительской миссии послов заботы о здоровье глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон.
Важным показателем состояния здоровья общества, отметили участники дискуссии, является уровень общественного иммунитета, который и определяет способность нации противостоять заболеваниям. «Посмотрите – во всем мире мы наблюдаем вспышки эпидемии кори, а у нас это локальные случаи, которые быстро купируются. Мы активно работаем в направлении развития вакцинопрофилактики, например, нарастили объем вакцинации от вируса гриппа за последние 10 лет вдвое и в прошлом году привили 70 млн человек – почти половину населения страны», – подчеркнула Вероника Скворцова.
Об особенной роли вакцинации в укреплении общественного иммунитета говорили на форуме и спикеры двух пленарных заседаний, и участники четырех панельных дискуссий. Здесь, помимо ответственного отношения к профилактике со стороны населения, важно наличие в достаточных объемах современных вакцин. Поэтому государство и бизнес, отвечающий за производство иммунобиологических продуктов, сегодня консолидируют усилия для совершенствования производственной базы и процесса обеспечения медучреждений вакцинами.
«Чтобы ответить на все вызовы, стоящие перед производителями вакцин в России, мы должны в первую очередь соответствовать требованию государства – выпускать вакцины по полному циклу, начиная с производства антигена, здесь, в России. Мы работаем над этим, инвестируя в производство миллиарды рублей, – рассказал советник по науке компании «Нацимбио» Антон Катлинский. – Помочь локализации технологий производства вакцин в России и созданию полных циклов производства помогли бы механизмы многолетних контрактов – таких же, какие Минпромторг сейчас применяет для закупки фармацевтических препаратов».
О качестве взаимоотношений лидеров фарминдустрии с государством говорил на форуме «Общественный иммунитет» и Гийом Ошальтер, генеральный менеджер Sanofi Pasteur по региону Россия и Беларусь: «Вся деятельность нашей компании посвящена защите людей от опасных инфекций. Sanofi Pasteur занимается разработкой и производством вакцин уже более 60 лет, выступая надежным партнером систем здравоохранения по всему миру. Работая с таким сложным биологическим продуктом, как вакцины, мы считаем предсказуемость регуляторной среды, возможность долгосрочного планирования одним из ключевых факторов успеха. И здесь важность диалога с государством сложно переоценить. Мне хотелось бы поблагодарить российское правительство, Министерство здравоохранения за все те усилия, которые они предпринимают для того, чтобы в таком диалоге вырабатывались эффективные решения на благо пациентов. В этом году в России впервые был подписан двухгодичный долгосрочный контракт на закупку вакцин. Мы уверены, что такой инновационный инструмент для российского рынка, как долгосрочный контракт, можно развивать и дальше, в частности перейти к трехлетним контрактам. Это позволило бы расширить горизонты планирования поставок вакцин, а значит, все участники системы здравоохранения будут уверены в том, что наши дети защищены от инфекционных заболеваний не только сегодня, но и завтра».
По словам руководителя лаборатории вакцинопрофилактики и иммунотерапии ФГБНУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» Михаила Костинова, одно из основных направлений развития вакцин связано с адъювантами. «В отечественных вакцинах Гриппол уже более 20 лет применяется уникальный адъювант – азоксимера бромид. Его использование позволяет в более короткие сроки достичь эффективного гуморального и клеточного иммунного ответа на введение меньших доз вирусных антигенов. В ходе исследований была показана его способность стимулировать созревание и миграцию основных антиген-презентующих клеток организма – дендритных, благодаря чему доза каждого антигена в 5 мкг является достаточной и обеспечивает быстрый и высокий иммунный ответ. Вакцина с азоксимера бромидом формирует долговременную клеточную память, благодаря которой возможен ответ на штаммы, входящие в вакцины предыдущих сезонов, а также повышается эффективность защиты при запоздалом эпидемическом сезоне, когда между вакцинацией и пиком заболеваемости проходит шесть и более месяцев, – подчеркнул эксперт. – Важно отметить, что вакцина с азоксимера бромидом обладает высоким профилем безопасности, который доказан большим количеством клинических исследований и объясняется не только меньшей дозой антигена, но и усилением механизмов, предупреждающих гиперстимуляцию иммунных процессов».
Особое внимание делегаты форума уделили разработанному Минздравом проекту «Национальной стратегии развития иммунопрофилактики до 2035 года». Со стороны экспертного сообщества руководитель платформы «Эффективное здравоохранение» Александр Плакида озвучил предложения к «Стратегии-2035» и первые результаты исследования «Идеальный календарь: развитие программы иммунизации как приоритет общественного здравоохранения», итоги которого будут представлены на Гайдаровском форуме – 2020.
Для достижения целей «Стратегии-2035», отметил эксперт, необходимо повысить эффективность межведомственного взаимодействия по вопросам долгосрочного планирования, обеспечения и исполнения мероприятий иммунопрофилактики. При этом важно оценивать возможности производителей в части покрытия потребности в вакцинах с учетом длительности производственного цикла. Особое внимание спикер уделил необходимости установления эффективного диалога с населением, так как увеличить реальный охват вакцинацией возможно только путем формирования в обществе культуры вакцинопрофилактики.
Подробный иллюстрированный отчет о работе Первого Всероссийского форума «Общественный иммунитет» – в ближайшем номере Vademecum.