Обучение по всем перечисленным направлениям ординатуры будет проводиться в очной форме в течение двух лет (для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья срок может быть увеличен на 6 месяцев). Программу вузы должны разрабатывать и утверждать самостоятельно.
Объем стандартной программы для всех специальностей составляет 120 зачетных единиц (з.е.) и не более 70 з. е. за один учебный год, при ускоренном обучении – не более 80 з. е. Дисциплины (модули) должны занимать не менее 42 з. е., практика – не менее 69 з. е., государственная итоговая аттестация – 3 зачетные единицы.
Выпускники ординатуры смогут осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях: образование и наука (в сфере научных исследований); здравоохранение; административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере деятельности организаций здравоохранения). Прохождение ординатуры также позволяет выпускникам устроиться на работу и в других областях, если их компетенции соответствуют квалификационным требованиям.
Общими являются и универсальные компетенции. Студенты всех указанных специальностей должны будут по итогам обучения обладать систематическим и критическим мышлением, заниматься разработкой и реализацией проектов, работать в команде и управлять ею, общаться с коллегами и пациентами, заниматься профессиональным и личностным развитием, «включая задачи изменения карьерной траектории».
Также общими для всех специальностей являются общепрофессиональные компетенции. В них входят деятельность в сфере информационных технологий, организационно-управленческая, педагогическая и медицинская деятельности. Последний блок подразумевает, что после окончания ординатуры выпускник должен будет:
-
проводить клиническую диагностику и обследование пациентов; -
назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контролировать его эффективность и безопасность; -
проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов; -
проводить в отношении пациентов медицинскую экспертизу; -
проводить и контролировать эффективность мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения; -
проводить анализ медико-статистической информации, вести медицинскую документацию и организовывать деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала; -
участвовать в оказании неотложной медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Не менее 70% преподавателей, говорится в приказах, должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 10% – должны быть руководителями или работниками (со стажем от 3 лет) в профильных медорганизациях, не менее 65% из них должны иметь ученую степень и ученое звание.
В сентябре 2022 года главный внештатный специалист-онколог Минздрава России и гендиректор НМИЦ радиологии Андрей Каприн заявил, что необходимо разработать и утвердить федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «медицинская физика». В настоящее время, отметил Каприн, студенты получают компетенцию в области общей физики и только после этого проходят профильную переподготовку, что слабо способствует проявлению клинического мышления у будущих специалистов. Принятие профильного стандарта может решить эту проблему, а также поможет выпускникам сразу трудоустраиваться (без необходимости переобучения), что в перспективе сократит кадровый дефицит в сфере медицинской физики.