Грипп и другие простудные заболевания особенно опасны для пожилых людей из-за пониженной активности макрофагов в их легких. Биологи связали это с накоплением стареющих клеток, которые выделяют простагландин, ослабляющий защиту. Если использовать препараты, блокирующие его, то старые мыши переносят грипп почти так же, как молодые.
Приближается зима, а с ней — очередной рост числа пациентов с гриппом и другими простудными заболеваниями. Они особенно опасны для пожилых, которые чаще заражаются и хуже переносят болезнь. Ученым из Мичиганского университета удалось связать это с пониженной активностью альвеолярных макрофагов, которые играют роль первой линии обороны наших легких. Статья Дэниеля Гольдштейна (Daniel Goldstein) и его коллег опубликована в журнале Nature Communications.
Макрофаги — иммунные клетки, способные самостоятельно перемещаться, активно захватывая и поглощая различные патогены. Они присутствуют почти во всех органах и тканях, «специализируясь» на защите своего участка тела. Особо важные задачи приходится решать альвеолярным макрофагам, которые населяют легкие и «зачищают» их от всего, что попадает внутрь с воздухом, включая и вирусы гриппа.
У людей старше 65 лет активность альвеолярных макрофагов заметно падает, что приводит к ослаблению их защиты от гриппа и вообще простудных заболеваний. При этом эксперименты показывают, что если макрофаги старых мышей пересадить в молодых, они снова становятся активными. Очевидно, некие факторы, имеющиеся в среде легких, определяют состояние иммунных клеток.
Одним из регуляторов их активности выступает простагландин Е2 (PGE2). Гольдштейн и его соавторы показали, что с возрастом количество этого медиатора в легких увеличивается, снижая активность макрофагов и их способности размножаться. Ученые связывают это с развитием процессов сенесценции — клеточного старения.
С возрастом в ДНК накапливаются повреждения, и, чтобы снизить связанные с этим риски, клетки переходят в «сенесцентный режим». Деление останавливается, активируется синтез веществ, связанных с воспалительными реакциями и оксидативным стрессом. В пожилом возрасте все больше клеток становятся сенесцентными, что приводит к глубоким переменам во всем организме. Авторы новой работы продемонстрировали, что сенесцентные клетки легких активнее производят PGE2, а это, в свою очередь, ведет к подавлению активности макрофагов.
Это удалось доказать в опытах на мышах, которым блокировали рецепторы PGE2. У пожилых грызунов, получавших такой препарат, количество макрофагов оставалось достаточно высоким, и они чаще выживали после заражения гриппом, чем ровесники, у которых PGE2 действовал как обычно. Возможно, в будущем лекарства, ослабляющие влияние PGE2, помогут защитить и пожилых людей.