Положение многих отечественных фармпроизводителей незавидно. На устаревшем оборудовании практически невозможно производить современные препараты, а ресурсы можно взять только от продажи хорошего ассортимента. Государство хоть и закупает дешевые лекарства для больниц, но требования ужесточает. Инвесторы вкладываться не спешат.
Участники вчерашней конференции «Медфармобращение-2007» не видят для отечественных компании никакого пути, кроме M&A — слияний и поглощений.
Российский фармрынок весьма перспективен: объем рынка составляет $11 млрд, с динамикой роста в 2006 году в 28% он вошел в мировой топ-10. Активно растет розничный рынок, госпитальный сегмент рынка и госсектор (программа ДЛО) остались на уровне 2006 года.
Несмотря на этот позитивный фон, по словам аналитика компании RMBC Анны Бучиной, российские производители из года в год теряют свою долю на рынке. Сейчас она составляет 22%. «Между собой отечественные компании конкурируют только по цене препаратов, против импортеров вообще неконкурентоспособны. Так что в такой конкуренции все получаются проигравшими», — говорит аналитик.
Доля дешевых препаратов (а именно они составляют базу ассортимента российских производителей), в розничных продажах неизменно сокращается. Потребитель выбирает более дорогие, но и более эффективные лекарства. Если проанализировать продажи аптек, то по объемам продаж в упаковках доля российских производителей составит 60%, а в стоимостном выражении – только 21%. Самостоятельный маркетинг многих российских компаний слаб. Значит, надо искать партнеров для объединения.
В целом по количеству сделок M&A фармрынок идет следом за банковским сектором, пищевой, пивоваренной, табачной отраслями и IT-услугами. На слуху крупные слияния последнего времени у иностранных производителей лекарств, представленных в России: Sanofi+Aventis, Bayer+Schering AG, Novartis+Lek+Hexal, Teva+Ivax.
Есть примеры и российские: Stada+«Нижфарм»+«Макиз-Фарма», Polpharma+«Акрихин», Actavis+«ЗиО-Здоровье», «Фармстандарт»+«Мастерлек». В 2006 году прошли 20 сделок, за девять месяцев 2007 года — 23 сделки.
Главными мотивами всех сделок были, по мнению экспертов, оптимизация ассортиментного портфеля, фокусирование на создании полной линейки препаратов одного профиля (к примеру, кардиологического портфеля препаратов), взаимодополняемость по ведущимся научным исследованиям, выход на новые рынки, увеличение рыночной стоимости компании (капитализации).
Несмотря на то что сегодня мощности импортеров на Западе недозагружены, половина этих компаний предпочитает иметь свои производственные площадки на территории РФ. Аналитики считают, что это благоприятный тренд: в Россию приходят новые технологии. Для отечественных компаний это реальный шанс для прорыва.
Реальный пример.
Объединившись с немецкой Stada, продвинутый в технологиях отечественный «Нижфарм» получил инвестиции, интересный портфель препаратов, вывел свои лекарства на рынки Европы. И тем не менее компания развивалась медленнее рынка. Тогда была произведена дополнительная сделка. Для нее была выбрана компания «Макиз-Фарма», поднявшаяся за год на 108 позиций в рейтинге производителей.
Таким образом, присоединив к себе недавно компанию «Макиз-Фарма», имевшую большой сегмент госзаказов и динамику прироста продаж в 70%, объединенная компания получила долю на рынке в 1,4%, второе место в рейтинге отечественных производителей и вошла в мировой топ-15 фармпроизводителей с показателем прироста в 40%. А такой результат уже интересен для инвесторов.
Сегодня среди отечественных производителей наиболее вероятными претендентами на M&A являются «Отечественные лекарства», «Верофарм», а также мелкие компании, имеющие в своих портфелях инновационные препараты. Например, «МирФарм» — производитель двух препаратов для лечения онкогинекологических патологий.
Положение многих отечественных фармпроизводителей незавидно. На устаревшем оборудовании практически невозможно производить современные препараты, а ресурсы можно взять только от продажи хорошего ассортимента. Государство хоть и закупает дешевые лекарства для больниц, но требования ужесточает. Инвесторы вкладываться не спешат.
Участники вчерашней конференции «Медфармобращение-2007» не видят для отечественных компании никакого пути, кроме M&A — слияний и поглощений.
Российский фармрынок весьма перспективен: объем рынка составляет $11 млрд, с динамикой роста в 2006 году в 28% он вошел в мировой топ-10. Активно растет розничный рынок, госпитальный сегмент рынка и госсектор (программа ДЛО) остались на уровне 2006 года.
Несмотря на этот позитивный фон, по словам аналитика компании RMBC Анны Бучиной, российские производители из года в год теряют свою долю на рынке. Сейчас она составляет 22%. «Между собой отечественные компании конкурируют только по цене препаратов, против импортеров вообще неконкурентоспособны. Так что в такой конкуренции все получаются проигравшими», — говорит аналитик.
Доля дешевых препаратов (а именно они составляют базу ассортимента российских производителей), в розничных продажах неизменно сокращается. Потребитель выбирает более дорогие, но и более эффективные лекарства. Если проанализировать продажи аптек, то по объемам продаж в упаковках доля российских производителей составит 60%, а в стоимостном выражении – только 21%. Самостоятельный маркетинг многих российских компаний слаб. Значит, надо искать партнеров для объединения.
В целом по количеству сделок M&A фармрынок идет следом за банковским сектором, пищевой, пивоваренной, табачной отраслями и IT-услугами. На слуху крупные слияния последнего времени у иностранных производителей лекарств, представленных в России: Sanofi+Aventis, Bayer+Schering AG, Novartis+Lek+Hexal, Teva+Ivax.
Есть примеры и российские: Stada+«Нижфарм»+«Макиз-Фарма», Polpharma+«Акрихин», Actavis+«ЗиО-Здоровье», «Фармстандарт»+«Мастерлек». В 2006 году прошли 20 сделок, за девять месяцев 2007 года — 23 сделки.
Главными мотивами всех сделок были, по мнению экспертов, оптимизация ассортиментного портфеля, фокусирование на создании полной линейки препаратов одного профиля (к примеру, кардиологического портфеля препаратов), взаимодополняемость по ведущимся научным исследованиям, выход на новые рынки, увеличение рыночной стоимости компании (капитализации).
Несмотря на то что сегодня мощности импортеров на Западе недозагружены, половина этих компаний предпочитает иметь свои производственные площадки на территории РФ. Аналитики считают, что это благоприятный тренд: в Россию приходят новые технологии. Для отечественных компаний это реальный шанс для прорыва.
Реальный пример.
Объединившись с немецкой Stada, продвинутый в технологиях отечественный «Нижфарм» получил инвестиции, интересный портфель препаратов, вывел свои лекарства на рынки Европы. И тем не менее компания развивалась медленнее рынка. Тогда была произведена дополнительная сделка. Для нее была выбрана компания «Макиз-Фарма», поднявшаяся за год на 108 позиций в рейтинге производителей.
Таким образом, присоединив к себе недавно компанию «Макиз-Фарма», имевшую большой сегмент госзаказов и динамику прироста продаж в 70%, объединенная компания получила долю на рынке в 1,4%, второе место в рейтинге отечественных производителей и вошла в мировой топ-15 фармпроизводителей с показателем прироста в 40%. А такой результат уже интересен для инвесторов.
Сегодня среди отечественных производителей наиболее вероятными претендентами на M&A являются «Отечественные лекарства», «Верофарм», а также мелкие компании, имеющие в своих портфелях инновационные препараты. Например, «МирФарм» — производитель двух препаратов для лечения онкогинекологических патологий.