В Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития под председательством руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля прошло заседание Коллегии, на котором присутствовали представители Минздравсоцразвития, ведущие ученые и руководители региональных органов управления здравоохранением. Были рассмотрены два вопроса: о работе аптек учреждений здравоохранения и об организации подготовительных мероприятий по реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в 2008 году.
Заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова в своем докладе отметила, что одним из наиболее проблемных остается вопрос обеспечения лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами. Это связано с доступностью и качеством лекарственного обеспечения, нормативно-правовым регулированием, а также с вопросами реализации контрольно-надзорных функций Росздравнадзора.
В действующем законодательстве недостаточно нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений, при этом отдельные действующие документы вступают в противоречие друг с другом. Существует правовой «вакуум» в законодательстве по вопросу деятельности аптек учреждений здравоохранения в части определения их статуса, нормативов площадей и оборудования, штатного состава, а также основных задач, функций, прав и ответственности. Как следствие, возникает много вопросов по лицензированию, а также по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.
Важной проблемой является недооценка роли аптек учреждений здравоохранения в организации рациональной фармакотерапии и снижении ресурсоемкости учреждений здравоохранения.
Выполняя свои основные контрольно-надзорные функции, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в 2007 г. проведена 1551 проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности учреждениями здравоохранения на территории Российской Федерации.
В ходе выявленных проверок были выявлены факты хранения и использования препаратов с истекшим сроком годности, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны сотрудников и администрации аптеки и ЛПУ в целом за качеством лекарственной помощи пациентам.
Руководителями аптек учреждений здравоохранения назначаются специалисты со средним фармацевтическим образованием.
В результате проверки лечебно-профилактических учреждений Межрегиональным инспекционным управлением Росздравнадзора были также выявлены серьезные недостатки в вопросах качества оказания лекарственной помощи больным, находящимся на лечении в стационарах.
Так, в отдельных структурных подразделениях ЛПУ имелись излишки дорогостоящих лекарственных средств, что не исключает возможность списания в расход большего количества лекарственных средств, чем фактически используется для лечения больных.
В связи с тем, что заявки на лекарственные препараты составляются без учета фактической потребности и персонификации отпуска, в отдельных структурных подразделениях ЛПУ обнаружены запасы лекарственных средств на срок от нескольких месяцев до нескольких лет, вместо допустимой 10-дневной потребности. Такая ситуация приводит к тому, что большие количества лекарственных средств приходят в негодность в связи с истечением их сроков годности.
Руководителям Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации было направлено информационное письмо о необходимости проведения проверок в лечебно-профилактических учреждениях и представления ежемесячной информации о выявленных нарушениях в части организации надлежащего учета, хранения, наличия сверхнормативных запасов дорогостоящих лекарственных средств, соблюдения правил уничтожения лекарственных средств.
По представленной управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации информации аналогичные нарушения выявлены по Иркутской, Смоленской, Магаданской, Московской областях, в г. Москве и других регионах. Указанные нарушения представляют собой потенциальную опасность и возможность причинения вреда здоровью граждан, наносят ущерб государству из-за неэффективного использования бюджетных средств. Подобные проверки будут продолжены как на региональном, так и на федеральном уровне.
По обсуждаемому вопросу выступили проректор Пермской фармацевтической академии Анна Солонина, главный врач Коломенской ЦРБ Виктор Юдаев, начальник управления здравоохранения Рязанской области Александр Смирнов и начальник отдела ЗАО «СИА ИНтернешнл» Юрий Лебедев.
Принято решение разработать методические рекомендации по проверке аптек учреждений здравоохранения, подготовить предложения для внесения изменений в нормативную базу по работе аптек учреждений здравоохранения, а также обязать главных врачей учреждений здравоохранения контролировать вопрос повышения квалификации специалистов аптечных учреждений.
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, заслушав информацию заместителя руководителя Росздравнадзора Е.А.Тельновой о проведении контрольно-надзорных мероприятий по реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) отдельных категорий граждан, отметила, что работа ведется в двух направлениях:
— контроль за текущей ситуацией по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан;
— контроль за ходом подготовительных мероприятий к реализации программы ОНЛС в 2008 году.
В рамках текущего контроля ситуация на сегодняшний день в целом стабильная. По состоянию на 10.12.2007:
— поставлено лекарственных средств на сумму 46,7 млрд.руб.;
— отпущено лекарственных средств на сумму 44,4 млрд.руб.;
— выписано рецептов – 82, 4 млн.
При этом доля отсроченного обеспечения составляет 0,49% , доля отказов – 0,77%. В абсолютных величинах можно констатировать, что на гарантии находятся 363 570 рецептов.
В ряде субъектов Российской Федерации таких, как: Брянская область (1,53%), Владимирская область (1,4%), Костромская область (2,21%), Курская область (9,11%), Орловская область (17,68%), Рязанская область (17,72%), Ярославская область (1,63%), Республика Карелия (7,68%), Республика Коми (7,98%), Архангельская область (9,24%), Мурманская область (5,01%), Республика Адыгея (21,07%) отмечается большой процент отказов.
В отдельных субъектах Российской Федерации отмечается низкая доля предъявленных рецептов: Костромская область (68,64%), Рязанская область (70,5%), Республика Удмуртия (60,66%), Приморский край (72,8%) и другие.
Средняя стоимость рецепта составляет – 608 рублей.
Что касается подготовительных мероприятий по реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в 2008 году, то в этом направлении проводится определенная работа, среди которой подготовка и участие в совещаниях, в том числе селекторных, а также консультации с ФАС и МЭРТ России.
Осуществляется мониторинг ситуации по проведению аукционов в субъектах Российской Федерации, который позволяет выявлять кризисные ситуации.
При мониторировании ситуации в активном режиме работали совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Совместно с ФАС проверено 14 проблемных субъектов Российской Федерации: Рязанская, Пензенская, Челябинская, Тульская, Ростовская, Ярославская, Нижегородская, Владимирская, Костромская, Ульяновская области, г.Москва, Республики Марий Эл, Адыгея, Мордовия.
В результате проверки в 7 субъектах Российской Федерации были выявлены недостатки – это: Пензенская, Рязанская, Челябинская, Ростовская, Нижегородская, Тульская области и отдельные недостатки – в г. Москва. Наиболее серьезные замечания отмечены по Нижегородской области, где вместо аукциона проведен конкурс.
Свою точку зрения по вопросу лекарственного обеспечения в регионах высказал министр здравоохранения и социального развития Калужской области Юрий Кондратьев.
Мониторинг подготовительных мероприятий по реализации программы ОНЛС будет продолжен. Силами центрального аппарата Росздравнадзора будут проведены проверки готовности субъектов Российской Федерации к реализации программы ОНЛС в 2008 году, организовано селекторное совещание по вопросам готовности субъектов Российской Федерации к реализации программы, а также отрегулирована деятельность «горячих линий» субъектов Российской Федерации по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан.