Общий объем онлайн-продаж по итогам I–II кварталов 2021 года достиг 94,2 млрд руб. Это на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Лидерами ТОР20 компаний e-com-сегмента фармрозницы стали Apteka.ru, «СберЕаптека» и «ЗдравСити». Первая двадцатка обеспечила выручку в размере 75,5 млрд руб., что соответствует 80% от общего объема операций в рамках e-com-сегмента.
Общий объем онлайн-продаж (бронирования) продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам I–II кв. 2021 года достиг 94,2 млрд руб. Это на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года, говорится в сообщении RNC Pharma.
Суммарная динамика по российскому фармретейлу не смогла выйти из отрицательной зоны — –0,5%. При этом данный показатель обеспечивался только за счет Rx-ассортимента, который пока не допущен к онлайн-продаже, остальные товарные группы ушли в заметный минус, на уровне –5,9%. За счет опережающих темпов роста естественно повышается доля e-com-продаж в общем объеме российского фармретейла, по итогам I–II кв. она достигла 14%*, что на 3,2% больше, чем годом ранее.
Вошедшие ТОР20 компании обеспечили выручку в размере 75,5 млрд руб., что соответствует 80% от общего объема операций в рамках e-com-сегмента в России за I–II кв. 2021 года. При этом доля топовых компаний продолжила сокращаться, даже несмотря на серьезную динамику большинства игроков в первой двадцатке.
Абсолютный лидер фармацевтического e-com, безусловно, Apteka.ru, организация контролировала 4,1% общего объема российской фармрозницы (с учетом парафармацевтического ассортимента). При этом динамика хуже чем в среднем по сегменту — 11% в рублях. Зато за первое полугодие компания поставила рекорд по расширению количества участников. В структуру влилось почти 4,5 тыс. аптек. К тому же стартовал процесс интеграции бизнеса «Эркафарм», в том числе за счет ребрендинга отдельных аптек в Apteka.ru.
Расширение количественного состава организаций ассоциативного формата стало основной тенденцией. Массовый приток новых партнеров наблюдается у «АСНА» (+2,1 тыс. участников), «ЗдравСити» (+2,4 тыс.). Последняя демонстрирует и один из наибольших показателей рублевой динамики. По сравнению с первой половиной 2020 года продажи выросли на 109%. Большей динамикой из числа топовых компаний может похвастаться только «Фармленд» — 132%.
«СберЕаптека» активно масштабирует свою деятельность, в том числе за счет выхода в новые регионы. За полгода география сети расширилась почти в три раза, по состоянию на 1 июля 2021 года компания была представлена в 44 субъектах. Продажи выросли на 67%. Почти такой же прирост продаж (66%) в онлайне демонстрирует «Неофарм». Причем здесь идет речь не столько о расширении географии присутствия бизнеса, сколько о росте объема операций за счет сервисной составляющей.
ТОР20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам I–II кв. 2021 г.**
№ | Аптечная сеть | Центральный офис | Объем валовых e-com- продаж в I-II кв. 2021, млрд. руб. | Прирост продаж относительно I-II кв& 2020, %, руб. | Доля на розничном коммерческом фармрынке (ЛП + не ЛП) по итогам I-II кв& 2021, %, руб. |
1 | Apteka.ru | Новосибирск | 27,6 | 11 | 4,1 |
2 | СберЕаптека | Москва | 5,6 | 67 | 0,8 |
3 | ЗдравCити | Москва | 4,6 | 109 | 0,7 |
4 | ИРИС | Москва | 4,5 | 35 | 0,7 |
5 | Неофарм | Москва | 4,1 | 66 | 0,6 |
6 | Апрель | Краснодар | 3,9 | — | 0,6 |
7 | Монастырев.рф | Владивосток | 3,7 | 24 | 0,6 |
8 | ГК Эркафарм | Москва | 2,8 | –4 | 0,4 |
9 | АСНА | Москва | 2,8 | 36 | 0,4 |
10 | Ригла | Москва | 2,5 | 31 | 0,4 |
11 | Имплозия2 | Самара | 2,4 | – | 0,4 |
12 | Фармленд | Уфа | 2,4 | 132 | 0,4 |
13 | Аптека-Таймер | Пермь | 2,3 | –32 | 0,3 |
14 | Планета Здоровья2 | Пермь | 2,0 | 3 | 0,3 |
15 | Аптечная сеть 36,62 | Москва | 1,9 | –6 | 0,3 |
16 | Вита (Самара)2 | Самара | 1,4 | – | 0,2 |
17 | Ваша № 1 | Москва | 0,5 | – | 0,1 |
18 | Алоэ (Ранее Эдифарм) | С.-Петербург | 0,4 | – | 0,1 |
19 | ОАС Челябинск | Челябинск | 0,1 | – | 0,01 |
20 | Социальная Аптека | Ростов-на-Дону | 0,05 | – | 0,01 |
1 — доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ | |||||
2 — экспертная оценка |
Источник RNC Pharma
1 в числе представителей e-com-сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, также в данные объемы не включена выручка представителей серого онлайн-бизнеса, связанная с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие не зарегистрированные в России дженерики
2 в рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчета данных