Американская исследовательская компания IMS Health в мае должна завершить сделку по покупке российской компании RMBC, специализирующейся на маркетинговых исследованиях фармрынка. Стороны договорились, что IMS Health приобретает торговую марку и контракты RMBC, после чего бренд RMBC прекращает свое существование. Эксперты считают, что эта сделка играет на руку конкурентам: расценки на услуги IMS довольно высоки, и бывшие клиенты RMBC, вероятно, предпочтут других игроков.
Американская информационно-аналитическая компания IMS Health отслеживает динамику и структуру продаж на фармацевтических рынках более чем ста стран. Основана в 1954 г., в России представлена с 1998 г. Объем продаж в 2007 году составил 2,19 млрд долл.
RMBC основана в 1999 г., входит в ГК «Ремедиум». По оценкам экспертов, годовой оборот составляет 3—4 млн долл.
О том, что сделка между IMS Health и RMBC завершится в мае, РБК daily рассказал источник на рынке, знакомый с ходом переговоров. По его данным, IMS Health приобретает торговую марку и контракты RMBC, а также берет обязательство с ее учредителей больше не вести подобный бизнес на российском рынке. Бренд RMBC в результате прекращает свое существование. IMS Health действует по такой схеме во всех сделках по покупке конкурентов. Председатель совета директоров ГК «Ремедиум», в состав которой входит RMBC, Айдар Ишмухаметов, отказался подтвердить или опровергнуть эту информацию. По оценке экспертов, стоимость сделки может составить 5—7 млн долл.
Переговоры о покупке стороны вели не один год, однако, по мнению одного из собеседников РБК daily, до сих пор не могли сойтись в цене. Кроме того, международной компании до последнего времени российский рынок не был интересен настолько, чтобы всерьез рассматривать покупку лидера рынка.
IMS приобретает самую крупную компанию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями фармацевтического рынка. По оценке гендиректора DSM Group Александра Кузина, RMBC занимает порядка 25—30% рынка, ЦМИ «Фармэксперт» и DSM Group — 20—25%. А вот у IMS Health в России доля невысока — порядка 10%. Впрочем, по оценке г-на Кузина, с поглощением бизнеса лидера рынка IMS сможет удвоить долю, но лидером стать не сможет, поскольку, по его ожиданиям, две трети клиентов RMBC уйдет к конкурентам — ЦМИ «Фармэксперт» и DSM Group, так как у IMS Health самые высокие цены на российском рынке.