Когда человек учится читать, в его мозге устанавливаются ассоциации между написанными символами и произносимыми звуками. Но бывает, что что-то идёт не так, и у человека развивается дислексия: он утрачивает способность к беглому чтению, часто ошибается, ему трудно соединять слоги в слова, а слова — в предложения. Иногда это распространяется на письмо и даже на речь — появляются ошибки в произношении слов.
При этом уровень интеллекта, что важно, может быть вполне нормальным и даже довольно высоким.
Несмотря на то что, к примеру, в Великобритании и в США дислексией страдают от 5 до 10% людей, нейробиологи всё никак не могли понять, в чём причина заболевания: либо в том, что в мозге при этом нарушены связи между звуком и тем, что он означает, либо проблема кроется в языковых центрах, которые занимаются распознаванием речи, отделяют одни звуки от других, фиксируют время и ритм речи, в общем, распознают речь на слух.
Но если бы у людей были трудности, грубо говоря, с попаданием речи в мозг (речь идёт, напомним, не о проблемах с ушами, а с распознавательными языковыми центрами), то тогда дислектикам были бы тяжело понимать то, что им говорят. Практика же показывает, что такие люди речь вполне понимают, поэтому трудности с чтением возникают у них, скорее всего, не из-за проблем с распознаванием речи.
Внести ясность в этот вопрос удалось исследователям из Лёвенского католического университета (Бельгия). Они сравнили активность мозга взрослых людей — обычных и с дислексией — и обнаружили, что первичные и вторичные слуховые анализаторы у тех и у других работают нормально, то есть звуки у них воспринимаются мозгом одинаково.
Но зато были отличия в структуре белого вещества, соединяющего слуховую кору с левой нижней лобной извилиной, которая занимается как раз обработкой лингвистической информации и формированием собственной речи. Белое вещество служит «проводами», по которым информация передаётся из одного мозгового центра в другой, и у людей с дислексией эти «провода» работали не очень хорошо: активность слухового и речевого центров плохо координировалась, даже в состоянии покоя, когда не было нужды в выполнении никаких языковых заданий.
То есть при дислексии речь попадает в мозг аккуратно — проблема в том, что потом возникает путаница, какой элемент речи какому знаку соответствует.
По тому, насколько плохой была связь между зонами мозга, можно было предсказать силу дислексии. Как исследователи пишут в Science, точность прогноза равнялась 73%. Как эти данные помогут в клинике, пока неясно — возможно, плохую связь между нервными центрами удастся улучшить с помощью неких стимулирующих методов, не требующих хирургического вмешательства, вроде транскраниальной магнитной стимуляции.
Подготовлено по материалам Лёвенского католического университета.