Правительство установило, что патентообладатель должен получать 0,5% фактической выручки лица, которое воспользовалось патентом без его согласия. Компенсация должна быть выплачена патентообладателю не позднее шести месяцев со дня подписания им соглашения о выплате.
Правительство утвердило методику определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты. Как сообщается на сайте publication.pravo.gov.ru , соответствующее постановление № 1767 подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
В соответствии с документом патентообладатель должен получить 0,5% фактической выручки лица, которое воспользовалось патентом без его согласия, а также от производства и реализации товаров и услуг, при которых использовался патент.
Размер компенсации определяется в виде ежегодных платежей в период действия решения правительства об использовании изобретения без согласия патентообладателя.
При использовании нескольких изобретений размер компенсации распределяется в долях пропорционально числу патентов. Компенсация должна быть выплачена патентообладателю не позднее шести месяцев со дня подписания им соглашения о выплате.
Производитель, получивший принудительную лицензию, может разместить денежные средства на банковском счете в виде безотзывного подтвержденного аккредитива либо направить патентообладателю оферту о заключении соглашения о выплате компенсации с указанием условий и сроков.
В феврале «ФВ» писал, что ФАС разработала проект постановления правительства, в соответствии с которым российские власти готовы заплатить от 1 млн до 5 млн руб. компенсации патентообладателю за использование его изобретения.
В проекте оговаривалось, что компенсация может возрасти на величину ежегодных выплат, если патентообладатель и лицо, которое воспользовалось правом использования изобретения, договорились о передаче документов, материалов, технологий, необходимых для производства соответствующих товаров.
В России был только один случай выдачи принудительной лицензии на производство препарата. Ее получила компания «Фармасинтез» в начале года на выпуск ремдесивира, который охраняется патентами компании Gilead Sciences.
Летом в Гражданский кодекс добавили новую статью, которая позволяет выдавать принудительную лицензию для производства препаратов на экспорт. Теперь правительство должно установить порядок выдачи такой лицензии. Соответствующий проект документа разработала ФАС и представила на общественное обсуждение. Размер компенсации правообладателю предлагают также установить в размере 0,5% от стоимости объема произведенного по лицензии препарата. Эксперты считают, что патентообладатель поставлен в невыгодное положение, в том числе из-за порядка выплаты компенсации.