Доля оригинальных (инновационных) препаратов составляет около 14%, при этом в стоимостном выражении их продажи составляют почти 90%, что объясняется высокой стоимостью этих препаратов, на разработку и клинические испытания которых уходят миллионы долларов.
В России сегодня существует инновационный проект, направленный на лечение рака без вреда для здоровых клеток организма — это «Скрининг антиметастатической активности нитрозильных комплексов железа с функциональными лигандами — новых доноров NO для химиотерапии опухолей».
Еще в 1998 году трое американцев Фурчготт, Игнарро и Мюрад были удостоены премии Нобелевского комитета по физиологии «за открытия, касающиеся окиси азота как сигнальной молекулы в сердечно-сосудистой системе». Однако за два последних десятилетия было установлено, что эта молекула обладает еще более широким спектром биологического действия: NO, являясь одним из мессенджеров, участвует в регуляции систем внутри- и межклеточной сигнализации.
Оксид азота отвечает за эндотелиальную релаксацию гладких мышц, участвует в процессах нервной, репродуктивной и иммунной системах. С нарушением биосинтеза и метаболизма NO связаны такие заболевания как ассенциальная артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, первичная легочная гипертензия, бронхиальная астма, невротическая депрессия, эпилепсия, нейродегенеративные заболевания (т.е. болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона), сахарный диабет, импотенция и др.
«Понимание причин таких социальных болезней стало стимулирующим фактором для начала интенсивного поиска новых терапевтических способов доставки NO для лечения нарушений образования, метаболизма и функций оксида азота в физиологических условиях, — рассказывает руководитель проекта кандидат химических наук Татьяна Руднева. — Многие из существующих на сегодняшний день фармацевтических препаратов, способных регулировать уровень NO in vivo — это органические вещества. Но с тех пор, как выявили участие нитрозильных комплексов металлов в биохимии NO, появилось новое направление, основанное на применении комплексов переходных металлов (в основном железа) в регуляции уровня NO в биологических системах».
Повреждение ДНК под действием NO выступает одной из причин развития апоптоза — запрограммированного физиологического процесса клеточного «самоубийства», направленного на удаление клеток, утративших свои функции. Таким образом, метастазирующие клетки отличаются высокой чувствительностью к цитотоксическому действию окиси азота. Выполнены первые успешные эксперименты, результаты которых дают основание предполагать, что на основе этого нового класса доноров NO могут быть созданы эффективные отечественные антиметастатические лекарства, не наносящие вреда здоровым клеткам организма пациента.
«Цель проекта — наработка в необходимых количествах и скрининг антиметастатической активности более 15, показавших, по предварительным данным, высокую противоопухолевую активность in vitro — 74-92% торможения роста опухолевых клеток рака яичника человека, — рассказывает Татьяна Руднева. — Наработка веществ производится в Институте проблем химической физики РАН (Черноголовка), скрининг — в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А. Герцена. Конечный продукт будет представлять собой антиметастатическое лекарство улучшенного действия — cинтетического аналога природного донора NO. Область применения препарата — монохимиотерапия опухолей. Среди потенциальных потребителей лекарства — фармацевтические компании, онкологические клиники в России и за рубежом».
По статистике, пятилетняя выживаемость онкологических больных составляет во Франции 57,9%, в США — 62% среди мужчин и 63,5% среди женщин. В России она не достигает и 43%. В частности, связано с запоздалой диагностикой, лечением устаревшими препаратами. Между тем снижение на треть смертности от онкозаболеваний в США и Европе за последние 20 лет было достигнуто именно благодаря применению инновационных препаратов, использование которых в России пока весьма ограничено. В стоимостном выражении преобладающая доля продаж (более 90%) принадлежит препаратам из стран Западной Европы. Россия занимает лишь 2% от всего объема продаж. И эта доля продолжает снижаться, уступая место инновационным зарубежным препаратам.
На сегодняшний день на российском фармацевтическом рынке практически не представлены противораковые и антиметастатические препараты отечественного производства. Разрабатываемым в ходе выполнения проекта препаратам нет аналогов, фундаментальные НИР и доклинические исследования абсолютно приоритетны.