Вакцины зарубежных производителей могут быть зарегистрированы в России после проведения всех клинических испытаний, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Компании-разработчики, опрошенные Vademecum, не отказываются от планов вывода своих вакцин на российский рынок, но конкретные сроки не называют. Пока совместные КИ проводят только китайская CanSino и компания «Петровакс».
«Мы ведем такую же осознанную работу, как и наши зарубежные партнеры. Мы должны провести соответствующие исследования. Невозможно исследовать все вакцины одновременно. Более того, есть такие факторы, как этапность производства, загрузка мощностей», – сказал Мантуров.
По его словам, компания «Петровакс» готова запустить производство вакцины китайской CanSino Biologics — в случае одобрения препарата Минздравом по итогам проводимых клинических испытаний. На территории РФ они начались в ноябре 2020 года, сейчас он находятся на III стадии. После регистрации часть вакцины CanSino (ТН Конвидеция) планируется отправить на экспорт. При этом участники КИ в России (более 5 тысяч человек) столкнулись с трудностями — не смогли получить сертификаты о вакцинации и QR-коды.
Также министр напомнил, что кроме CanSino и «Петровакса», совместный проект есть у ГК «Р-Фарм» с AstraZeneca. О начале КИ стало известно в декабре 2020 года, но в России исследования пока не начались. В мае 2021 года совет по этике Минздрава отправил заявку AstraZeneca на доработку. Но и в этом случае, если КИ пройдут успешно, на первом этапе комбинация будет производиться только на экспорт, подчеркнул Денис Мантуров.
В самой AstraZeneca на вопрос о перспективах регистрации в России уже вышедшей на другие рынка вакцины Vademecum ответили, что приоритетным является проведение КИ комбинированного применения своей вакцины и Спутника V.
Сведений о подаче заявок на испытания от других производителей в отечественном Реестре КИ нет. В J&J ответили Vademecum, что стремятся обеспечить глобальный доступ к вакцинации от COVID-19. Компания будет работать «со всеми заинтересованными сторонами в России и СНГ» для того, чтобы вывести свою вакцину на рынки этих стран после завершениях всех необходимых этапов, включая прохождение локальных клинических исследований и регистрационных процедур», рассказала гендиректор «Джонсон&Джонсон» и управляющий директор «Янссен» в России, Украине и СНГ Катерина Погодина.
Еще одна иностранная разработка, недоступная в России, — вакцина от Pfizer. В январе 2021 года представитель компании говорил «Интерфаксу», что возможность подачи заявки на регистрацию вакцины в России рассматривается. Эта позиция не изменилась, уточнил Vademecum в Pfizer.
При этом в России наблюдается дефицит собственных вакцин для массовой прививочной кампании, развернувшейся во всей стране. По словам Дениса Мантурова, для удовлетворения потребности в РФ и с учетом планов по экспортным поставкам достаточно производить 30 млн комплектов вакцины в месяц. При этом в июле может начать работу площадка «Р-Фарма», в октябре-ноябре планируется запустить дополнительные мощности на «Биокаде» и «Генериуме». Также, по словам Мантурова, «прорабатываются новые технологические решения, которые могут обеспечить интенсификацию производства на существующих технологических мощностях».
Прогнозируемый объем выпуска «ЭпиВакКороны» – до 14,5 млн комплектов доз до конца 2021 года, «Ковивака» – 1,15 млн доз, еще 3 млн может выпустить «Нанолек».
Как неоднократно отмечалось представителями Правительства РФ, для достижения коллективного иммунитета необходимо привить 68,6 млн человек (60%). К концу июня в России прошли вакцинацию от COVID-19 первым компонентом более 23 млн человек, обе дозы получили более 17 млн человек – это около 14% населения старше 18 лет.