По мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, которое он высказал в мае 2009 года, обеспечение лекарствами и медицинской помощью жителей российских сел и деревень должно стать первостепенной социальной задачей.
Речь в первую очередь идет об упрощении условий лицензирования фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и возвращение им прав на продажу лекарств. Прошло больше года и Госдума наконец приняла законопроект, разрешающий продавать лекарства не только аптекарям, но и фельдшерам и врачам.
Сегодня аптеки работают только в крупных населенных пунктах, а для покупки необходимого лекарства, даже самого простого – йод, жаропонижающие препараты, витамины, активированный уголь или бинты – жителям небольших деревень и сел приходится ездить в районные центры.
Для таких мест, совершенно не обеспеченных даже аптечными киосками, уже несколько лет единственным средством борьбы с болезнями остается народная медицина. Не секрет, что жители села часто вынуждены ездить за лекарствами в областной центр, потому что своего аптечного киоска у них нет.
Подобная практика давно применяется в странах Европы, в частности, в Словении врачи имеют право продавать препараты в населенных пунктах, которые расположены более чем в десяти километрах от ближайшей аптеки. Похожие правила действуют во Франции, в Нидерландах, Великобритании и других странах.
Еще шесть лет назад основной набор лекарств и в России можно было купить у любого сельского фельдшера. Но в 2003 году появился закон, а именно отраслевой стандарт реализации лекарств в аптечных учреждениях, согласно которому даже продажа аспирина требовала наличия лицензии, провизора и специально оборудованного для хранения лекарств помещения.
По мнению эксперта рынка, генерального директора Национальной Дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой: «в 2003 году государство решило навести порядок в деятельности аптек, однако реформа не только не улучшила положение дел, но и оставила без лекарств около 40 млн. российских граждан, проживающих в сельской местности. Хотя еще до вступления отраслевого стандарта в силу многие специалисты предупреждали, что это нововведение крайне негативно скажется на системе снабжения деревень лекарствами. В российской глубинке такие серьезные требования реализовать не получится, просто не хватит квалифицированных фармацевтов. А выездная торговля лекарствами в России запрещена. Поэтому сейчас сельские врачи и фельдшеры, по сути, вынуждены совершать преступления, продавая лекарства людям, например, находящимся в смертельной опасности».
В принципе, житель села и сегодня может купить валерьянку или валокордин в фельдшерско-акушерском пункте — если там работает профессиональный фармацевт. Но специалистов такого профиля в деревнях, как правило, не бывает.
Думский законопроект, конечно, необходим, считает Настасья Иванова. В стране более 130 тысяч населенных пунктов, где проживает менее тысячи человек. И доля пожилых людей там гораздо выше, чем в городе. Однако стоит обратить внимание на то, как сельские врачи будут хранить получаемые медикаменты первой необходимости. «Для этого необходимо создать особые условия, чтобы лекарство не потеряло свои свойства, не стало опасным», — замечает Иванова.
Одновременно российских врачей и фельдшеров освободили от необходимости использовать кассовые аппараты для торговли лекарствами, что тоже можно расценивать как положительный фактор.
Наконец, документ узаконивает то, что и так практикуется врачами. Редактор портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов рассказывает: «Сегодня есть множество примеров, когда фельдшеры сельских амбулаторий покупают наиболее ходовые лекарства в городских аптеках и затем сами продают их больным.
Медики признаются, что вынуждены идти на прямое нарушение закона и продавать необходимые людям медикаменты нелегально. А частные аптеки в деревнях открывать не будут, потому что это нерентабельно».