Клинические рекомендации, которые должны были стать обязательными для оказания медпомощи в России с 1 января 2022 года, будут внедряться поэтапно до 1 января 2024 года по мере их утверждения – детализацию этапов на общественное обсуждение представил Минздрав РФ. В ведомстве предполагали, что к концу 2021 года будут обновлены клинрекомендации по всем основным нозологиям, но процесс, отданный в руки профсообществ, затянулся, и дедлайн был перенесен.
Согласно проекту, рекомендации, размещенные в рубрикаторе Минздрава до 1 октября 2021 года, применяются для разработки стандартов медпомощи и в работе клиник с 1 января 2022 года, размещенные до 1 июня 2022 года – с 1 января 2023 года, а опубликованные и принятые до 1 июня 2023 года – с 1 января 2024 года.
Для разработки программы госгарантий и территориальных программ ОМС на 2022 год будут использоваться клинрекомендации, принятые до 1 октября 2021 года, на следующие три года – опубликованные до 1 июня предшествующего года.
В действующей системе отечественного здравоохранения согласно 323-ФЗ медпомощь во всех регионах и клиниках оказывается «в соответствии» с положением об организации оказания медицинской помощи, порядками оказания медпомощи, «с учетом» стандартов медпомощи. С 1 января лечение будет проводиться и «на основе» клинических рекомендаций.
Формально клинические рекомендации не являются законодательным актом и пока что необязательны для выполнения, но в то же время на их основе разрабатываются все основные регламенты – порядки, стандарты медпомощи, программа госгарантий и далее клинико-статистические группы для оплаты медпомощи в ОМС. Кроме того, клинические рекомендации содержат в себе критерии оценки качества лечения, на которые опираются эксперты ОМС при проверках медпомощи и суды при разрешении споров между пациентами и медорганизациями по уголовным и административным делам.
Фактически, говорила доцент кафедры медицинского права Сеченовского университета Юлия Павлова на форуме онкологических руководителей 28 августа, правоприменительная практика давно определила обязательный статус клинических рекомендаций. «При нахождении причинно-следственных связей невыполнение клинрекомендацкий всегда судами трактуется как невыполнение лицензионных требований или, если услуга платная, как ненадлежащее качество услуг», – поясняла она.
Проблемой полноценного использования рекомендаций является то, что не все они своевременно обновляются, а также, если и имеются, не всегда утверждены в установленном Минздравом порядке, говорила Павлова.