Министерство здравоохранения России не отказалось от идеи ограничить рекламу нездоровой пищи и находит всё новые аргументы в пользу своей позиции.
Ещё в начале года в доработанном варианте стратегии по формированию здорового образа жизни россиян Минздрав выступил за «законодательное ограничение всех форм рекламы пищевых продуктов с высоким содержанием энергии, насыщенных жиров, транс-жиров, сахара или соли».
В «чёрный список» попали сладкие газированные напитки, чипсы, фаст-фуд, шоколадные батончики и колбасные изделия. Основной целью инициативы называлось снижение смертности от неинфекционных заболеваний, в том числе, связанных с избыточным весом. Команду Вероники Скворцовой испугала статистика: ожирением в нашей стране страдает уже каждая четвёртая женщина, каждый пятый ребёнок и каждый седьмой мужчина.
Правда, предложение было встречено в штыки другими ведомствами – Минкомсвязи и Минэкономразвития. Однако Минздрав не отступил под напором критики, специалисты намерены и впредь работать над «информационной блокадой» гамбургеров и газировки. Так, Вероника Скворцова привела ещё один аргумент, подкрепляющий позицию министерства: если урезать время показа «вредной» рекламы, то это поможет «сформировать у молодого поколения приверженность к здоровым привычкам».
По мысли чиновников, подобное ограничение позволит сократить количество молодых людей, которые захотят попробовать «плохую» пищу впервые. Статистика показывает, что в случае с алкоголем и курением эта мера сработала. «Я так думаю, что ограничение рекламы позитивную роль сыграет, поэтому мы предлагали и предлагаем ограничения», – заявила министр.
Надо сказать, что это уже не первая попытка ограничить, а то и вовсе запретить подобную рекламу. В частности, предлагалось не демонстрировать её в дневное время – с 7 до 22 часов. Однако соответствующий законопроект так и не был принят.
Наталья РОЗИНА, врач-эндокринолог, эксперт по здоровому питанию:
– К сожалению, выступления медиков тонут среди яркой рекламы, оплаченной корпорациями, производящими фаст-фуд и полуфабрикаты. Проблема неправильного питания порождает не только рост количества пациентов с ожирением, но и общее ухудшение здоровья населения, начиная с детского возраста. Производители вредной еды зачастую обращаются в своей рекламе к молодёжи, сообщая, что фаст-фуд – это модно, красиво, интересно, ярко и современно. Бороться с таким засильем можно только при помощи таких же ярких картинок, обращённых к той же целевой аудитории. При этом современная реклама здорового образа жизни чаще всего направлена на старшее поколение, которое не может транслировать эту информацию на молодёжь. Скорее всего, в этом вопросе важнее всего не запрещать что-то, ведь, как известно, запретный плод сладок. Нужно работать в направлении просвещения населения и делать это совместными усилиями, как со стороны медицинского сообщества, так и со стороны некоммерческих и государственных организаций.