Хотя потребление определенных пищевых веществ ранее связывали с некоторыми параметрами сна, доказательства, полученные опытным путем, отсутствовали. Авторы нового исследования решили восполнить этот пробел.
Ученые с кафедры медицинских наук Уппсальского университета в Швеции разобрались, как два разных типа диет в краткосрочной перспективе влияют сон на уровне макроструктуры и микроструктуры. Результаты исследования опубликованы в журнале Obesity.
Авторы других научных работ ранее связывали сокращение времени сна с активным потреблением нездоровой пищи и повышенным долгосрочным риском увеличения веса. Помимо этого, в перекрестных исследованиях ученые анализировали, как диета может модулировать сон. Но прямое влияние питания на качество ночного отдыха оставалось малоизученным.
Участниками нового эксперимента стали 15 здоровых молодых мужчин (средний возраст — 23,1 года) с хорошим самочувствием и индексом массы тела от 18 до 28, нормальной окружностью талии (менее 102 сантиметров) и стабильным весом за последние полгода. Они не принимали какие-либо лекарства, не имели неврологических расстройств и нарушений сна.
Испытуемые должны спать по 7-9,25 часа в сутки по привычному графику, вести дневник и придерживаться трехразового режима питания: одна группа сидела на нездоровой диете с высоким содержанием жиров и сахара, вторая — на более здоровой диете с низким содержанием жиров и сахара. Чтобы дополнительно подтвердить результаты, участники впоследствии перешли на более длительный период бодрствования.
Энергетическую ценность ученые корректировали в зависимости от массы тела мужчины, но в целом она существенно не различалось — примерно 2624-2709 килокалорий. Более нездоровая диета состояла из несладкого йогурта трехпроцентной жирности и подслащенной гранолы на завтрак, макарон с фрикадельками и кетчупом на обед, а также пиццы и шоколадных вафель на ужин. Вторая группа должна была есть обезжиренный, несладкий и неароматизированный йогурт, несладкие мюсли на завтрак, макароны с зеленым горошком на обед, лосось и овощи на ужин.
Из напитков участникам предлагали только воду, кофе и алкоголь оказались под запретом. Питаться нужно было в определенные часы и в течение 20 минут.
Как показали результаты, продолжительность сна существенно не различалась между двумя группами: она составила в среднем семь часов и 43 минуты. Ученые также не выявили различий в том, как молодые люди сами оценивали качество своего ночного отдыха, утреннюю сонливость и чувство голода.
«Затем мы оценили параметры сна — как общие, так и соответствующие двум стадиям: медленных движений глаз (НБДГ-сон, фаза медленного сна. — Прим. ред.) и быстрых движений глаз. Эти показатели были сходными и находились в пределах нормального диапазона в обеих исследуемых группах на протяжении ночи», — добавили ученые.
Точно так же не было различий в начале, эффективности сна и его макроструктуре на разных стадиях.
Однако диета с высоким содержанием жиров и сахара приводила к снижению дельта-активности — высокоамплитудного медленного ритма головного мозга, видимого на электроэнцефалограмме, — но увеличивала альфа- и тета-ритм во время глубокого сна.
«Мы предоставили первое, насколько нам известно, прямое доказательство того, что колебательные модели сна у здоровых людей могут быть изменены диетой с большим содержанием жира и сахара. Помимо этого, мы показали: хотя макроструктурные изменения во сне не различались между двумя группами, изменения в ритмах головного мозга, зависящие от диеты, переносились на ночь восстановления после продолжительного бодрствования. Учитывая множество функций сна, наши результаты дают представление о потенциальном механизме, через который нездоровое питание может модулировать параметры здоровья, связанные со сном, такие как когнитивные функции и секреция гормонов», — подытожили авторы работы.
По их словам, выводы стоит перепроверить в более крупном исследовании, а также на примере женщин и детей.