В начале семинара Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев отметил, что еще в 1975 году ВОЗ приняла резолюцию, которая рекомендовала странам ЕС разрабатывать национальные лекарственные политики для того, чтобы содействовать выбору основных ЛС с учетом потребностей конкретной страны, а также для содействия обучения и подготовки кадров для фармотрасли в целом.
«В экономически развитых странах мы имеем избыток лекарств, в странах с развивающейся экономикой – нехватку. Поэтому национальные лекарственные политики должны быть долгосрочными, сбалансированными и антикоррупционными по механизмам реализации. Мы, представители бизнес-сообщества, хотим сделать акцент на взаимодействие России и ЕС, ведь в Ярославле строятся новые фармпредприятия, в том числе с европейским капиталом», — открыл мероприятие г-н Дмитриев.
«Я считаю, что очень важно создать благоприятные экономические условия как для представителей европейского бизнеса в России, так и для российских бизнесменов в Европе. Сегодня конструктивное сотрудничество бизнеса невозможно без реального диалога с властью. Сотрудничая, они должны преследовать цель улучшения качества жизни населения. Ярославскому фармкластеру всего чуть более 2 лет, мы начали работу с чистого листа. Сегодня у нас реализуется 6 проектов. Мы создали клуб инвесторов для выстраивания конструктивного сотрудничества с бизнесом», — отметил Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.
По его мнению, для фармпредприятий важна предсказуемость решений власти. «Если мы заявляем конкретные условия и не будем их менять, к нам будут приходить зарубежные фармкомпании с целью локализации производства», — обозначил проблему г-н Вахруков. По его словам, регион уделяет огромное внимание подготовке кадров. «Мы не хотим, чтобы у нас сложилась ситуация, как в Калуге, где построили много предприятий, а квалифицированных кадров не хватает. Миграция из одного предприятия на другое не позволяет реализовать проекты и создавать стабильный профессиональный коллектив», — отметил губернатор. Правительству области также хочется понять, что наиболее продуктивно для взаимодействия с инвесторами – завуалированные гарантии и взятие на себя юридической ответственности, либо четко прописанные законодательные нормы.
Исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов поднял проблему, связанную с реализацией стандартов лечения. По его мнению, без качественного и своевременного обеспечения ЛС никакие стандарты лечения на территории страны действовать не будут. «Нам бы хотелось, чтобы иностранные компании локализовывались бы не только вблизи Москвы и Санкт-Петербурга, но и в других регионах. Также, по нашему мнению, Минздравсоцразвития России должно выработать политику равномерного производства ЛП на территории России, что позволит избежать дефектуры лекарственных препаратов», — подчеркнул Виктор Черепов. Он также предложил создать некую координацию действий по выходу российских компаний на мировой рынок.
Важную роль государства для фармотрасли обозначил в своей презентации представитель Правительства Санкт-Петербурга Захар Голант. «Государство не просто формулирует свою политику в отношении фармпроизводителей, но и является одним из основных закупщиков лекарственной продукции. Нам бы всем хотелось, чтобы эта политика прослеживалась более четко, чем сейчас», — сказал г-н Голант. Он также привел пример эффективной реализации проекта бизнес-инкубатора, который позволит коммерциализировать идеи.
Президент ГК «Новартис» в России Вадим Власов отметил, что сегодня стираются грани между понятиями «российская» и «зарубежная» компания. «Понятие «многонациональная компания» становится стандартным термином для многих крупных компаний. Еще одной тенденцией является позиционирование фармкомпаний, как компаний в области здравоохранения», — рассказ о мировых тенденция г-н Власов. Как представитель зарубежной компании, локализующейся в России, он поднял вопрос неопределенности государственной политики в сфере здравоохранении. «Если мы не слышим от власти, чего она от нас ожидает, то ни одна ответственная коммерческая организация не пойдет на авантюру работать в России. Мы не можем понять, какие приоритеты у государства. А ведь компаний много, они разные и при грамотном администрировании власти можно наладить взаимовыгодное сотрудничество», — предположил Вадим Власов.
Представитель холдинга STADA CIS Иван Глушков предложил несколько возможных мер, которые могли в краткосрочной перспективе существенно изменить ситуацию на российском фармрынке. «Необходимо законодательно утвердить понятие локально произведенного препарата. Ведь если нет понятия, нет и преференций. Также необходимо внести изменения в законопроект, касающийся федеральной контрактной системы, которая придет на смену 94 ФЗ. Законопроект не учитывает специфику госзаказа лекарственных препаратов. Сейчас на российском рынке нет стандартов качества обращения ЛП, следовательно, нет унификации допуска препаратов на рынок. Мы предлагаем подписать соглашение со странами ЕС с целью обеспечения доступа на российский рынок европейских препаратов без дополнительных исследований», — заключил Иван Глушков.
По итогам семинара в ближайшее время будет подготовлена резолюция с рекомендациями Саммиту Россия-ЕС в Брюсселе, который состоится в следующем году.
В начале семинара Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев отметил, что еще в 1975 году ВОЗ приняла резолюцию, которая рекомендовала странам ЕС разрабатывать национальные лекарственные политики для того, чтобы содействовать выбору основных ЛС с учетом потребностей конкретной страны, а также для содействия обучения и подготовки кадров для фармотрасли в целом.
«В экономически развитых странах мы имеем избыток лекарств, в странах с развивающейся экономикой – нехватку. Поэтому национальные лекарственные политики должны быть долгосрочными, сбалансированными и антикоррупционными по механизмам реализации. Мы, представители бизнес-сообщества, хотим сделать акцент на взаимодействие России и ЕС, ведь в Ярославле строятся новые фармпредприятия, в том числе с европейским капиталом», — открыл мероприятие г-н Дмитриев.
«Я считаю, что очень важно создать благоприятные экономические условия как для представителей европейского бизнеса в России, так и для российских бизнесменов в Европе. Сегодня конструктивное сотрудничество бизнеса невозможно без реального диалога с властью. Сотрудничая, они должны преследовать цель улучшения качества жизни населения. Ярославскому фармкластеру всего чуть более 2 лет, мы начали работу с чистого листа. Сегодня у нас реализуется 6 проектов. Мы создали клуб инвесторов для выстраивания конструктивного сотрудничества с бизнесом», — отметил Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.
По его мнению, для фармпредприятий важна предсказуемость решений власти. «Если мы заявляем конкретные условия и не будем их менять, к нам будут приходить зарубежные фармкомпании с целью локализации производства», — обозначил проблему г-н Вахруков. По его словам, регион уделяет огромное внимание подготовке кадров. «Мы не хотим, чтобы у нас сложилась ситуация, как в Калуге, где построили много предприятий, а квалифицированных кадров не хватает. Миграция из одного предприятия на другое не позволяет реализовать проекты и создавать стабильный профессиональный коллектив», — отметил губернатор. Правительству области также хочется понять, что наиболее продуктивно для взаимодействия с инвесторами – завуалированные гарантии и взятие на себя юридической ответственности, либо четко прописанные законодательные нормы.
Исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов поднял проблему, связанную с реализацией стандартов лечения. По его мнению, без качественного и своевременного обеспечения ЛС никакие стандарты лечения на территории страны действовать не будут. «Нам бы хотелось, чтобы иностранные компании локализовывались бы не только вблизи Москвы и Санкт-Петербурга, но и в других регионах. Также, по нашему мнению, Минздравсоцразвития России должно выработать политику равномерного производства ЛП на территории России, что позволит избежать дефектуры лекарственных препаратов», — подчеркнул Виктор Черепов. Он также предложил создать некую координацию действий по выходу российских компаний на мировой рынок.
Важную роль государства для фармотрасли обозначил в своей презентации представитель Правительства Санкт-Петербурга Захар Голант. «Государство не просто формулирует свою политику в отношении фармпроизводителей, но и является одним из основных закупщиков лекарственной продукции. Нам бы всем хотелось, чтобы эта политика прослеживалась более четко, чем сейчас», — сказал г-н Голант. Он также привел пример эффективной реализации проекта бизнес-инкубатора, который позволит коммерциализировать идеи.
Президент ГК «Новартис» в России Вадим Власов отметил, что сегодня стираются грани между понятиями «российская» и «зарубежная» компания. «Понятие «многонациональная компания» становится стандартным термином для многих крупных компаний. Еще одной тенденцией является позиционирование фармкомпаний, как компаний в области здравоохранения», — рассказ о мировых тенденция г-н Власов. Как представитель зарубежной компании, локализующейся в России, он поднял вопрос неопределенности государственной политики в сфере здравоохранении. «Если мы не слышим от власти, чего она от нас ожидает, то ни одна ответственная коммерческая организация не пойдет на авантюру работать в России. Мы не можем понять, какие приоритеты у государства. А ведь компаний много, они разные и при грамотном администрировании власти можно наладить взаимовыгодное сотрудничество», — предположил Вадим Власов.
Представитель холдинга STADA CIS Иван Глушков предложил несколько возможных мер, которые могли в краткосрочной перспективе существенно изменить ситуацию на российском фармрынке. «Необходимо законодательно утвердить понятие локально произведенного препарата. Ведь если нет понятия, нет и преференций. Также необходимо внести изменения в законопроект, касающийся федеральной контрактной системы, которая придет на смену 94 ФЗ. Законопроект не учитывает специфику госзаказа лекарственных препаратов. Сейчас на российском рынке нет стандартов качества обращения ЛП, следовательно, нет унификации допуска препаратов на рынок. Мы предлагаем подписать соглашение со странами ЕС с целью обеспечения доступа на российский рынок европейских препаратов без дополнительных исследований», — заключил Иван Глушков.
По итогам семинара в ближайшее время будет подготовлена резолюция с рекомендациями Саммиту Россия-ЕС в Брюсселе, который состоится в следующем году.