По ее словам, сейчас фармацевтические работники чаще выполняют функции просто продавца. Однако они имеют медицинское образование, причем многие – высшее, поэтому «могут и должны шире помогать пациентам, а не только дать совет по дозировке и правилам приема покупаемого лекарства». В проекте нового профстандарта заложена структура фармацевтического консультирования, включая и пропаганду здорового образа жизни.
Понимание аптечного сообщества о том, что расширение функций фармацевтов будет востребовано, появилось во время пандемии, когда люди приходили в аптеку в том числе за советами по лечению. При этом эксперт подчеркнула, что сейчас провизор имеет право помочь пациенту подобрать безрецептурный препарат, однако планируется расширить рамки консультаций – в помощь врачу.
Неволина рассказала, что, по результатам опроса, 58% потребителей идут к доктору, когда все лекарства уже перестали помогать и «аптека может стать инструментом, смягчающим последствия неумеренной любви наших граждан к самолечению».
По ее мнению, консультацию фармацевта можно рассматривать только как предварительную экспресс-диагностику. «Поставить диагноз — это, конечно, не задача фармацевта. Фармработник не сможет заменить врача и поставить диагноз, но он может помочь медикам в раннем выявлении заболеваний», – подчеркнула Неволина и заявила, что Ассоциация индустрии товаров для здоровья вместе с министерством здравоохранения четко определит безопасные рамки такого консультирования.
Говоря о задачах фармацевтов, Неволина коснулась проблемы антибиотикорезистентности из-за бесконтрольного приема антибиотиков. По ее словам, фармацевт должен не просто отказать в продаже антибиотика, если нет рецепта, но и объяснить, почему принимать его можно только по назначению врача. Что касается безрецептурных препаратов, сотрудник аптеки должен напомнить пациенту, что нужно точно соблюдать дозировку, не менять длительность лечения без разрешения врача.
Неволина подтвердила, что фармацевты нередко продают Rx-препараты без рецепта, однако, по ее словам, контроль за аптеками ужесточается. При этом эксперт подчеркнула, что сейчас врачи официально не оформляют назначение в виде рецепта, считая это пустой формальностью. Она уверена, что «ситуацию надо исправлять с двух разных сторон».
Неволина обратила внимание, что, нередко лекарство назначено, но рецепта нет, потому что пациент не хочет тратить время на поход в поликлинику.
«Решить эту проблему поможет внедрение электронных рецептов. Когда аптеки включат в единую информационную систему с медучреждениями, отпадет необходимость выписывать лекарство на бумаге», – заявила она.
Неволина также назвала правильной инициативу дистанционной покупки рецептурных лекарств с доставкой на дом, о которой еще год назад просили пациентские организации.
«Важно, чтобы такой способ продажи хорошо администрировался, не должно быть условий для бесконтрольного приема лекарств. При введении электронного рецепта сделать все это будет намного проще. Не должно быть привязки к конкретной аптеке, чтобы пациенту было удобно, чтобы он мог получить лекарство и в другом регионе во время командировки или отпуска», – подытожила эксперт.
По ее словам, сейчас фармацевтические работники чаще выполняют функции просто продавца. Однако они имеют медицинское образование, причем многие – высшее, поэтому «могут и должны шире помогать пациентам, а не только дать совет по дозировке и правилам приема покупаемого лекарства». В проекте нового профстандарта заложена структура фармацевтического консультирования, включая и пропаганду здорового образа жизни.
Понимание аптечного сообщества о том, что расширение функций фармацевтов будет востребовано, появилось во время пандемии, когда люди приходили в аптеку в том числе за советами по лечению. При этом эксперт подчеркнула, что сейчас провизор имеет право помочь пациенту подобрать безрецептурный препарат, однако планируется расширить рамки консультаций – в помощь врачу.
Неволина рассказала, что, по результатам опроса, 58% потребителей идут к доктору, когда все лекарства уже перестали помогать и «аптека может стать инструментом, смягчающим последствия неумеренной любви наших граждан к самолечению».
По ее мнению, консультацию фармацевта можно рассматривать только как предварительную экспресс-диагностику. «Поставить диагноз — это, конечно, не задача фармацевта. Фармработник не сможет заменить врача и поставить диагноз, но он может помочь медикам в раннем выявлении заболеваний», – подчеркнула Неволина и заявила, что Ассоциация индустрии товаров для здоровья вместе с министерством здравоохранения четко определит безопасные рамки такого консультирования.
Говоря о задачах фармацевтов, Неволина коснулась проблемы антибиотикорезистентности из-за бесконтрольного приема антибиотиков. По ее словам, фармацевт должен не просто отказать в продаже антибиотика, если нет рецепта, но и объяснить, почему принимать его можно только по назначению врача. Что касается безрецептурных препаратов, сотрудник аптеки должен напомнить пациенту, что нужно точно соблюдать дозировку, не менять длительность лечения без разрешения врача.
Неволина подтвердила, что фармацевты нередко продают Rx-препараты без рецепта, однако, по ее словам, контроль за аптеками ужесточается. При этом эксперт подчеркнула, что сейчас врачи официально не оформляют назначение в виде рецепта, считая это пустой формальностью. Она уверена, что «ситуацию надо исправлять с двух разных сторон».
Неволина обратила внимание, что, нередко лекарство назначено, но рецепта нет, потому что пациент не хочет тратить время на поход в поликлинику.
«Решить эту проблему поможет внедрение электронных рецептов. Когда аптеки включат в единую информационную систему с медучреждениями, отпадет необходимость выписывать лекарство на бумаге», – заявила она.
Неволина также назвала правильной инициативу дистанционной покупки рецептурных лекарств с доставкой на дом, о которой еще год назад просили пациентские организации.
«Важно, чтобы такой способ продажи хорошо администрировался, не должно быть условий для бесконтрольного приема лекарств. При введении электронного рецепта сделать все это будет намного проще. Не должно быть привязки к конкретной аптеке, чтобы пациенту было удобно, чтобы он мог получить лекарство и в другом регионе во время командировки или отпуска», – подытожила эксперт.