Продажи лекарственных препаратов высоких ценовых категорий на розничном фармрынке России за последние два года увеличились более чем в половину. По итогам 1 квартала 2025 г. общий денежный объем препаратов с ценой выше 500 руб. превышал 297 млрд руб., более 63% стоимостных продаж в ритейле. Если год назад на рынке доминировал ценовой сегмент от 100 до 500 руб., то теперь более высокие ценовые категории сравнялись с ним и занимают около 32% каждая.
Положительная динамика отмечена во всех категориях кроме препаратов со стоимостью ниже 100 руб. В диапазоне цен «более 1000 руб.» фиксировался максимальный прирост: +29% в рублях и +24,6% в упаковках. По отношению к январю-марту 2023 г. объем увеличился на 67,8% в денежном и 56,5% в натуральном выражении. За этот период доля этого ценового сегмента выросла на 6 процентных пункта (п.п.) до 31,6% в деньгах. Лекарства с ценой в диапазоне «от 500 до 1000 руб.» по сравнению с 1 кварталом 2024 г. также демонстрировали значительный рост продаж в среднем на 24%, как в руб., так и в упаковках.
Натуральная доля за год сократилась только для самых дешевых препаратов (менее 100 руб.) – на 5,1 п.п. до 27,5%. Произошло это в результате существенного снижения потребления (на 10,7% в рублях и на 13,6% в упаковках). За несколько лет падение доли этой категории было еще более ощутимое — на 11,1 п.п. Денежная емкость препаратов стоимостью ниже 100 руб. в 1 квартала 2025 г. составляла 4,3%, в то время как в этот же период 2023 г. 7,3%. В целом на розничном рынке прослеживается четкая тенденция перехода значительной массы лекарственных препаратов из низких ценовых сегментов, в более высокие.
Среди препаратов, которые перетекают в более дорогостоящие ценовые категории, можно выделить Натрия хлорид. Продажи торговой марки различных производителей с ценой ниже 100 руб. за год снизились на 25% в натуральном выражении, при этом потребление Натрия хлорида со стоимостью выше 100 руб. увеличилось на 70% в упаковках, и в два раза в рублях.
Среди препаратов из высоких ценовых категорий лидируют лекарства зарубежного производства. В категориях препаратов с ценами ниже 500 руб. или 100 руб. лидируют средства отечественного производства.
Продажи лекарственных препаратов высоких ценовых категорий на розничном фармрынке России за последние два года увеличились более чем в половину. По итогам 1 квартала 2025 г. общий денежный объем препаратов с ценой выше 500 руб. превышал 297 млрд руб., более 63% стоимостных продаж в ритейле. Если год назад на рынке доминировал ценовой сегмент от 100 до 500 руб., то теперь более высокие ценовые категории сравнялись с ним и занимают около 32% каждая.
Положительная динамика отмечена во всех категориях кроме препаратов со стоимостью ниже 100 руб. В диапазоне цен «более 1000 руб.» фиксировался максимальный прирост: +29% в рублях и +24,6% в упаковках. По отношению к январю-марту 2023 г. объем увеличился на 67,8% в денежном и 56,5% в натуральном выражении. За этот период доля этого ценового сегмента выросла на 6 процентных пункта (п.п.) до 31,6% в деньгах. Лекарства с ценой в диапазоне «от 500 до 1000 руб.» по сравнению с 1 кварталом 2024 г. также демонстрировали значительный рост продаж в среднем на 24%, как в руб., так и в упаковках.
Натуральная доля за год сократилась только для самых дешевых препаратов (менее 100 руб.) – на 5,1 п.п. до 27,5%. Произошло это в результате существенного снижения потребления (на 10,7% в рублях и на 13,6% в упаковках). За несколько лет падение доли этой категории было еще более ощутимое — на 11,1 п.п. Денежная емкость препаратов стоимостью ниже 100 руб. в 1 квартала 2025 г. составляла 4,3%, в то время как в этот же период 2023 г. 7,3%. В целом на розничном рынке прослеживается четкая тенденция перехода значительной массы лекарственных препаратов из низких ценовых сегментов, в более высокие.
Среди препаратов, которые перетекают в более дорогостоящие ценовые категории, можно выделить Натрия хлорид. Продажи торговой марки различных производителей с ценой ниже 100 руб. за год снизились на 25% в натуральном выражении, при этом потребление Натрия хлорида со стоимостью выше 100 руб. увеличилось на 70% в упаковках, и в два раза в рублях.
Среди препаратов из высоких ценовых категорий лидируют лекарства зарубежного производства. В категориях препаратов с ценами ниже 500 руб. или 100 руб. лидируют средства отечественного производства.