Хотя все чаще реклама лекарственных препаратов появляется на экранах телевизоров, все же основной объем тех 21 млрд долл. США, которые фармацевтические компании ежегодно тратят на маркетинг своих препаратов, направляется на взаимодействия с практикующими врачами, врачами — ординаторами, студентами медицинских школ.
Американские ученые из медицинской школы Индианского университета и Регенстриф Институт Инк. (Regenstrief Institute, Inc.), изучив эти взаимоотношения, пришли к выводу, что хорошо организованные семинары, ролевые игры и учебные программы, ориентированные на данную аудиторию, могут влиять на отношение студентов – медиков и врачей – ординаторов к фармкомпаниям. Результаты исследования были опубликованы в журнале Pediatrics. Исследователи проанализировали все последнюю литературу, написанную по данному вопросу, и обнаружили, что с 1991 г. было проведено 12 исследований, направленных на изучение попыток академических медицинских центров усовершенствовать эти отношения.
«Нас не удивил тот факт, что самое большое влияние на отношения фармкомпаний и студентов оказывали те медицинские школы, где все контакты между ними были запрещены. Участие студентов в тренингах даже в течение часа уже влияло на эти взаимоотношения », — говорит руководитель исследования Аарон Кэрролл (Aaron E. Carroll).
Авторы исследования считают, что принятие стратегического решения ограничить контакты между обучающимися и представителями фармбизнеса было обусловлено большим скептицизмом по отношению к той информации, которая предоставляется торговыми представителями фармкомпаний, и позволило изменить характер отношений с ними в будущем. «Мы не можем больше ничего не делать. Медицинским школам необходимо поднять вопросы, касающиеся финансовой, медицинской и этической сторон взаимоотношений между врачами и фармкомпаниями», — говорит Кэрролл.