Американский фармацевтический рынок сегодня можно признать абсолютным лидером, поскольку на его долю приходится около 48% мирового рынка, а расходы здравоохранения на душу населения в США вдвое превышают общемировые показатели. Одним из факторов, позитивно влияющих на фармрынок США, является гибкий подход к использованию маркетинговых стратегий по разработке и продвижению новых препаратов.
За прошедшее десятилетие существенно расширился рынок ОТС-препаратов — на 1000 наименований. Компании по производству дженериков развернули активную работу по выпуску и регистрации новых препаратов, что обостряет конкурентную борьбу на американском фармрынке.
Анализ объемов продаж фармацевтического рынка США — лидерство продолжается
Лидер мирового фармрынка — Соединенные Штаты Америки — продолжает удерживать передовые позиции за счет увеличения инвестиционных вложений в клинические исследования и разработку большого количества препаратов, в борьбу с редкими и серьезными заболеваниями.
В 2004-2006 гг. фармрынок США не только привычно лидировал, но и вел активные наступательные действия по укреплению позиций на мировом фармрынке. Объем продаж за 3 последних года вырос с 174,5 до 197,8 млрд. долл., т.е на 23,3 млрд. долл., или на 13,3%.
Причем активность фармрынка США обеспечивается постоянным увеличением темпов прироста рынка — от 4,6% в 2004 г. до 8,2% в 2006 г. За период 2004-2005 гг. темп прироста мирового фармрынка составил 7,6%, на рынке США этот показатель равнялся 4,6%. Но на отрезке 2005-2006 гг. американский рынок опередил общемировой по темпу прироста на 1,4%. Увеличение темпов прироста американского фармрынка ведет к усилению его влияния в мировой фармотрасли и к укреплению его позиций на различных сегментах рынка.
Доля американского фармрынка в общемировом составляет в среднем 48%, таким образом, США принадлежит около половины мирового фармрынка. Этот факт позволяет признать американский фармрынок относительным лидером в международном масштабе. При этом, несмотря на то, что за анализируемый период наблюдалось незначительное снижение его доли — на 0,5%, — этот рынок остается самым крупным и активно развивающимся.
Особенность структуры фармрынка США в 2004-2006 гг.
Анализ структуры фармрынка США по терапевтическим категориям позволяет охарактеризовать его как планомерно развивающийся. На препараты пяти крупнейших терапевтических групп на фармрынке США приходится от 72 до 73,1%. Темп прироста в данном сегменте за период 2004-2006 гг. составил 15,0%, что на 1,7% выше этого же показателя для американского фармрынка в целом.
Лидером на американском фармрынке являются препараты, влияющие на нервную систему. За анализируемый период объем их продаж увеличился с 40,8 до 46,6 млрд. долл., т.е. на 5,8 млрд. долл., или на 14,2%. Несмотря на то, что эта фармгруппа занимает неизменно лидирующую позицию, ее рост равен росту рынка, что свидетельствует о некоторой стагнации. Подобная же тенденция наблюдается на всех анализируемых сегментах.
Объем продаж сердечно-сосудистых средств, которые занимают 2 место, за анализируемый период вырос с 31,7 до 37,7 млрд. долл., на 18,9%.
Промежуточное положение в анализируемых 5 крупнейших терапевтических категориях занимают средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Эта группа стоит на 3 месте по объему продаж — 15,7-18,5 млрд. долл., и на 2 по темпу роста, который за период 2004-2006 гг. составил 17,8%.
Средства, действующие на дыхательную систему, и антибиотики находятся примерно на одинаковом уровне как по объему продаж, так и по их доле в рассматриваемой группе. Объем продаж средств, действующих на дыхательную систему, имеет положительную динамику: в 2004-2006 гг. он составлял, соответственно, 15,7-18,5 млрд. долл. Объем продаж антибиотиков ниже на 2,3-4,3 млрд. долл.
В рассматриваемый период от 52,6 до 63,3% фармрынка США принадлежало 5 крупнейшим компаниям, что свидетельствует об усилении его концентрации. Постепенно увеличивая присутствие на рынке, крупнейшие компании, несомненно, смогут оказывать большое влияние и проводить определенную политику по развитию фармотрасли.
Лидером на американском фармрынке следует признать компанию Pfizer, объем продаж которой имеет постоянную тенденцию к увеличению и за период 2004-2006 гг. составил 36,1-56,0 млрд. долл. соответственно. Pfizer занимает первое место и по темпу прироста этого показателя, который за указанный отрезок времени составил 55,1%.
На одинаковом уровне по объему продаж, при незначительной разнице в 0,5-0,1 млрд. долл., находятся компании Johnson & Johnson и Merck & Co. Доля рынка этих компаний составляет 10-11%. Между этими фармкомпаниями существует жесточайшая конкуренция за место на фармрынке США. Несмотря на то, что компании Johnson & Johnson и Merck & Co входят в «тройку» лидеров американского рынка, наблюдается прирост всего лишь в 18-20% за анализируемый период. Этот прирост соответствует в среднем уровню естественного роста фармрынка США. Следовательно, подобный факт можно расценивать как некоторое замедление развития данных компаний.
Подобная ситуация наблюдается и в отношении двух других компаний — Bristol-Myers Squibb и Wyeth, объем продаж которых за анализируемый период составил 11,1-13,0 и 10,1-11,2 млрд. долл. соответственно.
Острая конкурентная борьба, характерная для фармрынка США, стимулирует его развитие, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.
Характеристика дженерикового и биотехнологического рынков США на современном этапе развития
США — это крупнейший и зрелый дженериковый рынок в мире. Объем этого рынка увеличился за 2003-2006 гг. с 16,5 до 21 млрд. долл., или на 27,2%. Темп прироста составлял 12,7-8,2% соответственно. Успех США на мировом рынке дженериков определяется активным развитием этого сектора фармпромышленности в стране.
На рынке дженериков превалируют препараты следующих терапевтических категорий: средства, оказывающие влияние на дыхательную и центральную нервную системы, противоопухолевые препараты и препараты, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Сердечно-сосудистые препараты занимают около 21% рынка дженериков США, антибиотики — 14,4%, и чуть меньше анальгетики — 14%.
США являются крупнейшим общемировым биофармацевтическим рынком, доля которого составляет около 58%. Именно американский рынок является плацдармом для введения новых биофармацевтических продуктов. Этому способствует менее строгое американское законодательство по регистрации продуктов биофармацевтики.
Особенностью развития рынков дженериков и биотехнологий является тесное их взаимопроникновение и создание биодженериковых препаратов. Сегодня сложно сказать, как именно следует их рассматривать: как самостоятельный рынок или как сегмент биотехнологического и дженерикового рынка одновременно. Как прогнозируют аналитики IMS, ежегодный рост этого сегмента в размере 135% приведет к его расширению до 12 млрд. долл.
Рынок биодженериков имеет высокий потенциал развития, что является существенным как для биотехнологических, так и для дженериковых компаний. Подобный синтез породит жесткую конкуренцию между фармкомпаниями, обусловит развитие законодательства по одобрению и регистрации этих препаратов, а также изменение системы ценообразования в данном сегменте рынка. При этом развитие отдельных сегментов фармрынка США окажет негативное действие на доходы компаний, делающих упор на производство оригинальных препаратов. Несмотря на это, некоторый баланс на фармрынке сохранится благодаря введению ограничений в процедуры одобрения и регистрации биодженериков.
Место США на российском фармрынке
Подтверждением фармацевтического могущества США в общемировом пространстве может служить активный захват американскими компаниями российского фармрынка.
За период 2005-2006 гг. из 10 фармкомпаний США, лидирующих на рынке России, 9 увеличили объем продаж в пределах 20-100%. Абсолютным и относительным лидером на российском рынке среди американских фармкомпаний является Pfizer, объем продаж которой увеличился с 183,11 до 216,90 млн. долл. Несмотря на то, что темп прироста объемов продаж Pfizer составляет 18,4% (что является средним результатом), по доле рынка она стоит на первом месте, причем с существенным отрывом от остальных лидеров.
Второе место на российском фармрынке занимает Schering-Plough, объем продаж которой за анализируемый период вырос с 66,76 до 125,26 млн. долл. Между первой и второй строчкой рейтинга Топ-10 американских фармкомпаний на рынке РФ разница в объемах продаж двукратная, что в очередной раз подтверждает доминирование компании Pfizer как на американском, так и на российском фармрынках.
Близко к Schering-Plough находится компания Bristol-Myers Squibb, объем продаж которой изменился с 99,04 до 96,51 млн. долл. Снизившись всего лишь на 2,5%, эта компания переместилась со второй строчки на третью.
Объем продаж компании Sagmel Inc. увеличился за 2005-2006 гг. с 34,12 до 48,92 млн. долл., а Unipharm Inc. — с 28,83 до 37,02 млн. долл. Эти компании составляют промежуточную группу в Топ-10 американских компаний. Между этими компаниями существует разница в объемах продаж порядка 8-10 млн. долл., что делает конкурентную борьбу острее.
Оставшиеся 5 компаний занимают на рынке России всего лишь около 3,5% от общей доли американских компаний, а объем продаж составляет от 11 до 33 млн. долл.
Таким образом, неравномерное присутствие американских фармкомпаний на российском рынке свидетельствует о разной степени заинтересованности и внедрения американских игроков.
Анализ Топ-10 американских ЛС на рынке РФ показывает, что места здесь распределились во многом в соответствии с положением самих производителей.
Так, лидером среди американских ЛС на российском рынке является препарат Виагра компании Pfizer. Объем продаж этого препарата увеличился за анализируемый период с 34,96 до 47,38 млн. долл. — на 12,42 млн. долл., или на 35,5%. Наряду с Виагрой, в Топ-10 входят еще 2 препарата компании Pfizer — Дифлюкан и Норваск, занимающие 6 и 8 места соответственно. За 2005-2006 гг. доля ЛС компании Pfizer, входящих в Топ-10, увеличилась с 42,09 до 42,77%.
Препарат Моноприл компании Bristol-Myers Squibb занимает третью позицию: за анализируемый период объем его продаж снизился с 25,16 до 23,47 млн. долл., на 6,7%.
Подобная ситуация свидетельствует о сосредоточении усилий компаний на каком-то одном сегменте фармрынка России с целью получения максимальных прибылей от продажи одного-двух препаратов.
Высокие результаты по внедрению на российский фармрынок препарата Ремикейд демонстрирует компания Schering-Plough. За 2005-2006 гг. объем продаж Ремикейда вырос с 0,49 до 20,21 млн. долл., в результате чего препарат занял в Топ-10 пятое место.
Таким образом, лидерство американских фармкомпаний на российском рынке закрепляется путем внедрения нескольких препаратов, которые занимают сильные позиции на рынке и создают ожесточенную конкуренцию. Целенаправленная политика американских компаний по проникновению на фармрынок России обеспечивает абсолютное лидерство и возможности влияния на него.
Источник: журнал "Ремедиум" №7 2007.