Екатерина Насекина, эксперт-аналитик DSM Group
Ассортимент российских аптек сегодня очень широк и меняется столь быстро, что сориентироваться в нем порой сложно не только покупателю, но и специалисту. Этот тезис особенно правомерен по отношению к такой популярной товарной группе, как биологически активные добавки (БАД).
Заметное место среди БАД занимают фитодобавки в виде чая, чайных напитков, сборов, которых сейчас великое множество. Разнообразие растительных компонентов, мягкое воздействие на те или иные патологические очаги в организме человека – эти и другие свойства лечебных чаев делают их весьма востребованными российским потребителем.
Рассмотрим чайный сегмент аптечного рынка подробнее — с точки зрения конкретных цифр и фактов. В исследование вошли БАД, которые выпускаются в виде чая, фиточая, растительного сбора или чайного напитка (далее – БАД группы). Данные приведены за период январь-ноябрь 2006 г. (в сравнении с тем же периодом 2005 г.) в ценах аптечной закупки.
В настоящее время анализируемый сегмент аптечного рынка близок к насыщению. По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. объем продаж исследуемой группы за период январь-ноябрь 2006 г. изменился незначительно (уменьшился на 3,8%). В то же время рынок БАД в целом расширяется
Характерным признаком БАД в виде «чая» является чрезвычайное многообразие и «подвижность» ассортимента. Если сравнивать с предыдущим периодом, в 2006 г. список наименований БАД группы изменился почти на 1/3. Одни позиции выводятся на рынок, другие уходят из аптек. Очень распространен вариант, когда создаются целые серии БАД в виде «чаев». Это дает возможность производителям акцентировать внимание на своей продукции («заметить» новую серию проще, чем единичный продукт), делать ее «многопрофильной» (широкий охват показаний) и тем самым более привлекательной для покупателя. Способствует подобной политике и то, что из-за разнообразия видов растительного сырья варианты состава могут быть многочисленны, и создание новых продуктов и серий в конечном итоге ограничено только целесообразностью совмещения тех или иных компонентов в одном препарате. Топ-20 серий/брэндов представлен в таблице 1. Абсолютным лидером (и «прорывом») в 2006 г. оказался брэнд «Лэй Дэ» — чай для очищения и похудения. Эта марка — новинка второй половины 2005 г., что не помешало ей стать самым успешным препаратом.
Топ-20 производителей БАД Группы возглавляет фирма World (Tianjin) Nutrition & Health Food Co. (Китай), которая производит как раз «Лэй Дэ». Немецкая компания HIPP, выпускающая чаи для детей и мам, вышла на 2-е место. Фирма смогла повысить узнаваемость своей продукции и завоевать любовь и доверие потребителей. На 1-м месте среди российских компаний и на 3-ем в общем рейтинге производителей находится компания «Красногорсклексредства», которая активно развивает «БАД-направление» и постоянно пополняет ассортимент новыми наименованиями чая (табл. 2).
БАД в виде «чай, фиточай, чайный напиток, фитосбор» являются практически единственными среди всех БАД, которые можно найти во всех 15-ти группах БАД по классификации Госреестра. Вариабельность состава дает возможность создания БАД с самыми разными показаниями. Самая высокая доля в 2006 г. – у группы 9 «БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела» — более 1/3 от всего объема продаж. Отметим группу и с самым высоким приростом – «БАД к пище, влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ», который был обеспечен продажами все того же «Лэй Дэ».
Более детализированный рейтинг (Топ-10) по группам классификации 2-го уровня (т.е. с учетом не только групп, но и подгрупп БАД) представлен в таблице 3. Приведенный рейтинг отражает те нарушения здоровья, при которых население охотнее всего покупает БАД в виде чая. Интересно, что значительная доля в общих объемах продаж принадлежит БАД общеукрепляющего действия. Это свидетельствует о том, что потребители с удовольствием приобретают чай просто для хорошего самочувствия, укрепления жизненных сил организма и неспецифичной профилактики заболеваний. Тем более, что многие виды лечебных чаев приятны на вкус и могут служить заменой обычному черному чаю или другому повседневному горячему питью.
Касаясь каналов распространения БАД в виде «чай, фиточай, чайный напиток, фитосбор», следует подчеркнуть, что они не ограничиваются аптечными организациями. Значительные доли также приходятся на «магазины здоровья», виртуальные аптеки, сетевой маркетинг, а также супермаркеты. Тем не менее аптеки – важный рынок сбыта, к которому доверие покупателей традиционно более высокое. Сегодня имеются все предпосылки для дальнейшего развития данного сегмента рынка.
Таблица 1
Топ-20 БАД группы по объемам продаж (млн. руб.)
№ | Серия, бренд | Январь-ноябрь 2006 | Серия, бренд | Январь-ноябрь 2005 |
1 | Лэй дэ | 61,7 | Жуйдэмэн | 83,9 |
2 | HIPP | 46,7 | Канкура | 45,9 |
3 | Рэд слим ти | 32,7 | Похудей | 44,8 |
4 | Летящая ласточка экстра | 31,0 | Летящая ласточка экстра | 41,8 |
5 | Жуйдэмэн | 30,4 | HIPP | 39,3 |
6 | Канкура | 28,8 | Рэд слим ти | 34,6 |
7 | Похудей | 28,3 | Фитолюкс | 32,8 |
8 | Фитолюкс | 23,7 | Лэй дэ | 24,2 |
9 | Вита-плант | 23,3 | Стройная жизнь | 11,9 |
10 | Летящая ласточка | 23,0 | Софья | 11,5 |
11 | Реликтовые травы Алтая | 8,7 | Летящая ласточка | 11,2 |
12 | Софья | 8,6 | Лактавит | 10,5 |
13 | Лактавит | 8,2 | Здравушка | 7,6 |
14 | Стройная жизнь | 7,8 | Реликтовые травы Алтая | 7,2 |
15 | Здравушка | 6,6 | Тибетский очищающий | 6,2 |
16 | Мастофитон | 6,4 | Мастофитон | 6,1 |
17 | Тибетский очищающий | 6,4 | Северное чудо | 5,8 |
18 | Сантимин | 5,4 | Фитокомплекс гепар сбор трав | 5,8 |
19 | Похудей плюс стройная фигура | 5,3 | Народная медицина | 5,1 |
20 | Вечерняя сказка | 5,2 | Похудей плюс стройная фигура | 5,0 |
Таблица 2
Топ-20 фирм БАД группы, в % от стоимостного объема рынка БАД группы
№ | ФИРМА | ЯНВАРЬ–НОЯБРЬ 2006 | ФИРМА | ЯНВАРЬ–НОЯБРЬ 2005 |
1 | World (Tianjin) Nutrition & Health Food Co. Ltd. | 10,9 | Пекинский центр продажи Жуйдэмэн чая | 14,4 |
2 | HIPP | 8,4 | Цэрера ТД | 8,6 |
3 | «Красногорсклекрседства», ОАО | 7,8 | Cancura Int. Co. Ltd. | 7,9 |
4 | Люйшаньцзю, пекинская компания по производству оздоровительных чаев | 7,3 | «Красногорсклекрседства», ОАО | 7,2 |
5 | Цэрера ТД | 6,8 | Шеньянская компания Синвэй | 7,2 |
6 | ELANDA | 5,9 | HIPP | 6,7 |
7 | Пекинский центр продажи Жуйдэмэн чая | 5,3 | ELANDA | 6,7 |
8 | Cancura Int. Co. Ltd. | 5,1 | Медицинская компания народная медицина ООО | 5,7 |
9 | Медицинская компания народная медицина ООО | 4,3 | World (Tianjin) Nutrition & Health Food Co. Ltd | 4,1 |
10 | Natut produkt | 4,2 | «Здоровье нации», НПП ООО | 2,9 |
11 | «Здоровье нации», НПП ООО | 2,8 | Фора-фарм ООО | 2,2 |
12 | «Фора-фарм», ООО | 2,6 | Чаеобрабатывающая фабрика Фу Син | 1,5 |
13 | «Эвалар», ЗАО | 1,8 | «Алтайский кедр», ЗАО | 1,3 |
14 | Шеньянская компания Синвэй ра | 1,8 | Фармакологическое объединение им. Пасте | 1,3 |
15 | «КФК Кентавр», ООО | 1,5 | «Эвалар», ЗАО | 1,3 |
16 | «Фирма Здоровье», ЗАО | 1,4 | «Фирма Здоровье», ЗАО | 1,2 |
17 | Фармакологическое объединение им. Пастера | 1,2 | «Компания Гольфстрим» | 1,0 |
18 | Чаеобрабатывающая фабрика Фу Син | 1,1 | Дасиннанлинская компания ООО по продукции здравоохранения «Северное чудо» | 1,0 |
19 | «Алтайский кедр», ЗАО | 1,1 | «Зеленый доктор», ООО | 1,0 |
20 | «Тайга-продукт», ЗАО | 0,9 | «Маги-фарм», ЗАО | 1,0 |
Таблица 3
Топ-10 анализируемых БАД в зависимости от подгрупп Госреестра* (% от стоимостного объема рынка анализируемых БАД)
№ | ПОДГРУППА БАД | январь–ноябрь 2006 | ПОДГРУППА БАД | январь–ноябрь 2005 |
1 | 9. БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела | 36 | 9. БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела | 46 |
2 | 13.2. Другие БАД данной группы | 12 | 2.7 БАД общеукрепляющего действия | 11 |
3 | 2.7. БАД общеукрепляющего действия | 10 | 8.4. БАД, поддерживающие моторно-эвакуаторную функцию кишечника | 8 |
4 | 8.4. БАД, поддерживающие моторно-эвакуаторную функцию кишечника | 6 | 13.2. Другие БАД данной группы | 5 |
5 | 15. БАД к пище, влияющие на лактацию | 5 | 15. БАД к пище, влияющие на лактацию | 5 |
6 | 1.1. БАД мягкого успокаивающего действия | 4 | 8.2. БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря | 3 |
7 | 8.1. БАД, улучшающие процессы пищеварения | 3 | 8.1. БАД, улучшающие процессы пищеварения | 3 |
8 | 8.2. БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря | 3 | 12.3. БАД для снижения риска функциональных нарушений женских циклических процессов | 2 |
9 | 14. БАД различных групп | 3 | 1.1. БАД мягкого успокаивающего действия | 2 |
10 | 12.3. БАД для снижения риска функциональных нарушений женских циклических процессов | 3 | 10.3. БАД для поддержания функции и снижения риска обострений воспалительных заболеваний мочеполовой системы | 2 |
* ряд групп в Госреестре БАД не имеют подгрупп |
Источник: журнал "Российские аптеки" №4 2007.