Recipe.Ru

Фиточаи и травяные сборы в аптечных продажах

Фиточаи и травяные сборы в аптечных продажах

Екатерина Насекина, эксперт-аналитик DSM Group

Ассортимент российских аптек сегодня очень широк и меняется столь быстро, что сориентироваться в нем порой сложно не только покупателю, но и специалисту. Этот тезис особенно правомерен по отношению к такой популярной товарной группе, как биологически активные добавки (БАД).

Заметное место среди БАД занимают фитодобавки в виде чая, чайных напитков, сборов, которых сейчас великое множество. Разнообразие растительных компонентов, мягкое воздействие на те или иные патологические очаги в организме человека – эти и другие свойства лечебных чаев делают их весьма востребованными российским потребителем.

Рассмотрим чайный сегмент аптечного рынка подробнее – с точки зрения конкретных цифр и фактов. В исследование вошли БАД, которые выпускаются в виде чая, фиточая, растительного сбора или чайного напитка (далее – БАД группы). Данные приведены за период январь-ноябрь 2006 г. (в сравнении с тем же периодом 2005 г.) в ценах аптечной закупки.

В настоящее время анализируемый сегмент аптечного рынка близок к насыщению. По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. объем продаж исследуемой группы за период январь-ноябрь 2006 г. изменился незначительно (уменьшился на 3,8%). В то же время рынок БАД в целом расширяется

 

 

 

Характерным признаком БАД в виде «чая» является чрезвычайное многообразие и  «подвижность» ассортимента. Если сравнивать с предыдущим периодом, в 2006 г. список наименований БАД группы изменился почти на 1/3. Одни позиции выводятся на рынок, другие уходят из аптек. Очень распространен вариант, когда создаются целые серии БАД в виде «чаев». Это дает возможность производителям акцентировать внимание на своей продукции («заметить» новую серию проще, чем единичный продукт), делать ее «многопрофильной» (широкий охват показаний) и тем самым более привлекательной для покупателя. Способствует подобной политике и то, что из-за разнообразия видов растительного сырья варианты состава могут быть многочисленны, и создание новых продуктов и серий в конечном итоге ограничено только целесообразностью совмещения тех или иных компонентов в одном препарате. Топ-20 серий/брэндов представлен в таблице 1. Абсолютным лидером (и «прорывом») в 2006 г. оказался брэнд «Лэй Дэ» – чай для очищения и похудения. Эта марка – новинка второй половины 2005 г., что не помешало ей стать самым успешным препаратом.

Топ-20 производителей БАД Группы возглавляет фирма World (Tianjin) Nutrition & Health Food Co. (Китай), которая производит как раз «Лэй Дэ». Немецкая компания HIPP, выпускающая чаи для детей и мам, вышла на 2-е место. Фирма смогла повысить узнаваемость своей продукции и завоевать любовь и доверие потребителей. На 1-м месте среди российских компаний и на 3-ем в общем рейтинге производителей находится компания «Красногорсклексредства», которая активно развивает «БАД-направление» и постоянно пополняет ассортимент новыми наименованиями чая (табл. 2).

БАД в виде «чай, фиточай, чайный напиток, фитосбор» являются практически единственными среди всех БАД, которые можно найти во всех 15-ти группах БАД по классификации Госреестра. Вариабельность состава дает возможность создания БАД с самыми разными показаниями. Самая высокая доля в 2006 г. – у группы 9 «БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела» – более 1/3 от всего объема продаж. Отметим группу и с самым высоким приростом – «БАД к пище, влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ», который был обеспечен продажами все того же «Лэй Дэ».
Более детализированный рейтинг (Топ-10) по группам классификации 2-го уровня (т.е. с учетом не только групп, но и подгрупп БАД) представлен в таблице 3. Приведенный рейтинг отражает те нарушения здоровья, при которых население охотнее всего покупает БАД в виде чая. Интересно, что значительная доля в общих объемах продаж принадлежит БАД общеукрепляющего действия. Это свидетельствует о том, что потребители с удовольствием приобретают чай просто для хорошего самочувствия, укрепления жизненных сил организма и неспецифичной профилактики заболеваний. Тем более, что многие виды лечебных чаев приятны на вкус и могут служить заменой обычному черному чаю или другому повседневному горячему питью.
Касаясь каналов распространения БАД в виде «чай, фиточай, чайный напиток, фитосбор», следует подчеркнуть, что они не ограничиваются аптечными организациями. Значительные доли также приходятся на «магазины здоровья», виртуальные аптеки, сетевой маркетинг, а также супермаркеты. Тем не менее аптеки – важный рынок сбыта, к которому доверие покупателей традиционно более высокое. Сегодня имеются все предпосылки для дальнейшего развития данного сегмента рынка.

Таблица 1
Топ-20 БАД группы по объемам продаж (млн. руб.)

Серия, бренд Январь-ноябрь 2006 Серия, бренд Январь-ноябрь 2005
1 Лэй дэ 61,7 Жуйдэмэн 83,9
2 HIPP 46,7 Канкура 45,9
3 Рэд слим ти 32,7 Похудей 44,8
4 Летящая ласточка экстра 31,0 Летящая ласточка экстра 41,8
5 Жуйдэмэн 30,4 HIPP 39,3
6 Канкура 28,8 Рэд слим ти 34,6
7 Похудей 28,3 Фитолюкс 32,8
8 Фитолюкс 23,7 Лэй дэ 24,2
9 Вита-плант 23,3 Стройная жизнь 11,9
10 Летящая ласточка   23,0 Софья 11,5
11 Реликтовые травы Алтая 8,7 Летящая ласточка 11,2
12 Софья  8,6 Лактавит 10,5
13 Лактавит 8,2 Здравушка 7,6
14 Стройная жизнь 7,8 Реликтовые травы Алтая 7,2
15 Здравушка 6,6 Тибетский очищающий  6,2
16 Мастофитон 6,4 Мастофитон 6,1
17 Тибетский очищающий 6,4 Северное чудо 5,8
18 Сантимин 5,4 Фитокомплекс гепар сбор трав 5,8
19 Похудей плюс стройная фигура 5,3 Народная медицина  5,1
20 Вечерняя сказка 5,2 Похудей плюс стройная фигура 5,0

Таблица 2
Топ-20 фирм БАД группы, в % от стоимостного объема рынка БАД группы

№     ФИРМА ЯНВАРЬ–НОЯБРЬ 2006 ФИРМА ЯНВАРЬ–НОЯБРЬ 2005
1 World (Tianjin) Nutrition & Health Food Co. Ltd.  10,9 Пекинский центр продажи Жуйдэмэн чая 14,4
2 HIPP 8,4 Цэрера ТД 8,6
3 «Красногорсклекрседства», ОАО 7,8 Cancura Int. Co. Ltd. 7,9
4 Люйшаньцзю, пекинская компания по производству оздоровительных чаев 7,3 «Красногорсклекрседства», ОАО 7,2
5 Цэрера ТД 6,8 Шеньянская компания Синвэй 7,2
6 ELANDA 5,9 HIPP 6,7
7 Пекинский центр продажи Жуйдэмэн чая  5,3 ELANDA 6,7
8 Cancura Int. Co. Ltd. 5,1 Медицинская компания народная медицина ООО 5,7
9 Медицинская компания народная медицина ООО 4,3 World (Tianjin) Nutrition & Health Food Co. Ltd 4,1
10 Natut produkt 4,2 «Здоровье нации», НПП ООО  2,9
11 «Здоровье нации», НПП ООО   2,8 Фора-фарм ООО 2,2
12 «Фора-фарм», ООО 2,6 Чаеобрабатывающая фабрика Фу Син 1,5
13  «Эвалар», ЗАО  1,8 «Алтайский кедр», ЗАО 1,3
14 Шеньянская компания Синвэй  ра 1,8 Фармакологическое объединение им. Пасте 1,3
15 «КФК Кентавр», ООО   1,5 «Эвалар», ЗАО 1,3
16 «Фирма Здоровье», ЗАО 1,4 «Фирма Здоровье», ЗАО 1,2
17 Фармакологическое объединение им. Пастера 1,2 «Компания Гольфстрим» 1,0
18 Чаеобрабатывающая фабрика Фу Син 1,1 Дасиннанлинская компания ООО по продукции здравоохранения «Северное чудо» 1,0
19 «Алтайский кедр», ЗАО 1,1 «Зеленый доктор», ООО 1,0
20 «Тайга-продукт», ЗАО 0,9 «Маги-фарм», ЗАО 1,0

Таблица 3
Топ-10 анализируемых БАД в зависимости от подгрупп Госреестра* (% от стоимостного объема рынка анализируемых БАД)

ПОДГРУППА БАД  январь–ноябрь 2006 ПОДГРУППА БАД январь–ноябрь 2005
 1 9. БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела 36 9. БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела 46
2 13.2. Другие БАД данной группы 12 2.7 БАД общеукрепляющего действия 11
3 2.7. БАД общеукрепляющего действия 10 8.4. БАД, поддерживающие моторно-эвакуаторную функцию кишечника 8
4 8.4. БАД, поддерживающие моторно-эвакуаторную функцию кишечника 6 13.2. Другие БАД данной группы 5
5 15. БАД к пище, влияющие на лактацию 5 15. БАД к пище, влияющие на лактацию 5
6 1.1. БАД мягкого успокаивающего действия 4 8.2. БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря 3
7 8.1. БАД, улучшающие процессы пищеварения 3 8.1. БАД, улучшающие процессы пищеварения 3
8 8.2. БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря 3 12.3. БАД для снижения риска функциональных нарушений женских циклических процессов 2
9 14. БАД различных групп 3 1.1. БАД мягкого успокаивающего действия 2
10 12.3. БАД для снижения риска функциональных нарушений женских циклических процессов 3 10.3. БАД для поддержания функции и снижения риска обострений воспалительных заболеваний мочеполовой системы 2
* ряд групп в Госреестре БАД не имеют подгрупп

Источник: журнал "Российские аптеки" №4 2007.

Exit mobile version