Примечание.
Документ не применяется в органах внутренних дел в связи с изданием Приказа МВД РФ от 14.12.2004 N 838. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
10 октября 1996 г.
N 536/358
О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 760 «О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно — исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также в связи с необходимостью приведения условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствие с требованиями международных стандартов и правил обращения с заключенными, обеспечения стабилизации санитарно — эпидемиологической обстановки в этих учреждениях приказываем: 1. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, главным врачам центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт — Петербурге провести в 1996 году и в первом квартале 1997 года совместную проверку санитарно — эпидемиологической обстановки в следственных изоляторах и тюрьмах, разработать мероприятия по ее улучшению. При необходимости внести соответствующие предложения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. О результатах проверки и принятых мерах доложить по подчиненности в МВД России и Минздрав России к 1 апреля 1997 года. 2. Главному управлению исполнения наказаний (Калинину Ю.И.), Медицинскому управлению (Морозову В.М.) МВД России, Управлению профилактической медицины и статистики (Иванову С.И.) Минздрава России разработать во втором квартале 1997 года план мероприятий, направленных на стабилизацию санитарно — эпидемиологической обстановки в следственных изоляторах и тюрьмах на 1997 — 1998 годы. 3. Главному управлению исполнения наказаний (Калинину Ю.И.) МВД России представить в двухнедельный срок в Институт питания Российской академии медицинских наук (Волгареву М.Н.) проект договора и техническое задание на разработку новых научно обоснованных норм питания для лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и осужденных к лишению свободы. Предусмотреть в договоре с Институтом питания РАМН двухмесячный срок разработки и согласования с Минздравом России новых научно обоснованных норм питания для осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и их представление в МВД России. 4. Главному управлению исполнения наказаний (Калинину Ю.И.), Главному управлению материально — технического и военного снабжения (Коваленко В.И.), Медицинскому управлению (Морозову В.М.), Финансово — экономическому управлению (Ямщикову Ю.С.) МВД России, Управлению профилактической медицины и статистики (Иванову С.И.) Минздрава России рассмотреть проект новых норм питания и представить его в четвертом квартале 1996 года для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. 5. Ответственность за организацию исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра — начальника Тыла МВД России Дурбажева В.А. и первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М.
Вр.и.о. Министра внутренних дел
Российской Федерации
В.КОЛЕСНИКОВ
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.ДМИТРИЕВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
12 сентября 1996 г.
N И/175-12
О ПРОФИЛАКТИКЕ ТУБЕРКУЛЕЗА
В Российской Федерации отмечается резкое ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу. За период с 1991 года заболеваемость туберкулезом выросла на 70,0% и составила в 1995 г. 57,8 на 100 тыс. населения. Наиболее высокие уровни заболеваемости в 1995 г. зарегистрированы среди населения Тюменской (101,6) и Новосибирской (103,9) областях, Еврейской автономной области (121,9), Республик Бурятия (124,1) и Тува (150,6) на 100 тыс. населения. При среднем по России показателе заболеваемости туберкулезом детей — 13,1 на 100 тыс. детского населения эти показатели в ряде регионов значительно выше и составляют в Республиках Бурятия, Саха (Якутия), Алтайском крае — 46,3, Читинской области — 42-49, а в Республике Тува — 82,8, Республике Северная Осетия — 68,9, Камчатской области — 99. Свидетельством чрезвычайно напряженной эпидситуации является превышение на 50% уровня заболеваемости детей по сравнению с уровнем заболеваемости населения в Республиках Северная Осетия, Алтай, Тува, Саха (Якутия), Чукотском национальном округе, Алтайском крае, в Калининградской и Камчатской областях. Резко возрос показатель инфицированности детей — 2,5% (вираж), который при благополучной ситуации не превышает 0,1%. Особенно высокие уровни заболеваемости туберкулезом регистрируются среди коренного населения национальных округов территорий Севера. Мужчины болеют туберкулезом в 3,2 раза чаще женщин, при этом темпы роста заболеваемости мужчин в 2,5 раза выше, чем у женщин. Наиболее пораженными являются лица в возрасте 20-29 и 30-39 лет, заболеваемость которых в 1995 г. составила 81,2 на 100 тыс. Заболеваемость контингентов, отбывающих наказание в учреждениях исполнения наказания системы МВД России, в 42 раза превышает среднероссийский показатель и составляет 2481,0. Причинами эпидемиологического неблагополучия по туберкулезу являются ухудшение социально — экономических условий, снижение жизненного уровня населения, рост числа лиц без определенного места жительства и занятий, активизации миграционных процессов. Распространенность туберкулеза среди беженцев и вынужденных переселенцев составляет от 459 до 700 случаев на 100 тыс. этого контингента. Так, за 1995 год в Республике Дагестан на 138635 беженцев и вынужденных переселенцев только по обращаемости выявлено 568 человек, больных туберкулезом, из которых 37% (232) требовали неотложной госпитализации вследствие тяжести клинического состояния. Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий неадекватны сложившейся крайне неблагополучной эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Охват населения профилактическими осмотрами в 1995 году составил только 54,5%. Доля больных, выявленных активно, снизилась с 64,2% в 1986 году до 47,1% в 1995 г. При этом, если среди детей активное выявление больных составило 73,9%, то среди взрослых только 45,4%. Такое положение привело к утяжелению структуры впервые выявляемых форм заболевания. Доля больных с клинически запущенными формами туберкулеза увеличилась с 1991 года: фиброзно — кавернозным на 81,3%, туберкулезом центральной нервной системы и мозговых оболочек на 51%. Позднее выявление больных и недостаточное выделение средств на лекарственное обеспечение снижает эффективность лечения и увеличивает выход на инвалидность. В 1995 г. на 1 умершего больного туберкулезом приходилось только 1,6 излеченных больных (1990 г. — 4,6), абациллирование больных туберкулезом сократилось за этот период на 11,7%, удельный вес умерших от туберкулеза больных, состоящих на учете в противотуберкулезных учреждениях менее 1 года, увеличился с 8 до 18,0%. Вследствие позднего выявления больных резко увеличилась заболеваемость контактных в очагах. В 1995 г. этот показатель составил 603,4 на 100 тыс. контактировавших, наиболее часто в очагах заболевают подростки (789,1). Сверка количества заболеваний активным туберкулезом, зарегистрированных в территориях в противотуберкулезных учреждениях и центрах госсанэпиднадзора, свидетельствует о серьезных недостатках этой работы. Абсолютное совпадение регистрируемых заболеваний активным туберкулезом имело место только в 16 субъектах Российской Федерации. Проверки работы центров госсанэпиднадзора свидетельствуют о том, что эпидемиологи редко выходят даже в первичный очаг заразного туберкулеза, ограничиваясь лишь контролем работы фтизиатра по медицинской документации. Определение размеров очага, составление плана оздоровления очага инфекции полностью передоверяется врачам — фтизиатрам. В последние годы только в 10% случаев заболевания детей выявлены источники заражения, а при заболевании взрослых источники вообще не выявляются. Заключительная дезинфекция с применением камерного метода проводится только в 73% очагов туберкулезной инфекции. Самый низкий уровень организации работы по камерной дезинфекции отмечается в Республике Тува — 13,1%, Эвенкийском а.о. -13,8%, Чукотском а.о. — 18,0%, Республике Саха (Якутия) — 21,0%, Иркутской области — 37,4%, Чеченской Республике — 41,6%, Красноярском крае и Карачаево — Черкесской Республике — 47%, во всех территориях Северного района (58,8%), за исключением Мурманской области. За последние годы резко сократилось выделение изолированной жилой площади больным, страдающим активным туберкулезом и проживающим в многонаселенных квартирах и общежитиях. Если в 1987 году было обеспечено 57,2% нуждающихся, то в 1995 году только 21%. Слабо осуществляется контроль центров госсанэпиднадзора за выполнением Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.96 N 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты», а также за своевременной изоляцией из очагов «виражных» детей и подростков в специализированные детские и подростковые оздоровительные учреждения, организацией и проведением профилактических прививок против туберкулеза и туберкулинодиагностикой. В целом по России 9,4% новорожденных детей не получают первичной вакцинации своевременно (до 30 дней жизни), а в Новгородской, Ивановской, Тульской, Воронежской, Астраханской, Саратовской, Томской, Читинской областях, Республике Удмуртия, Ямало — Ненецком, Таймырском, Ненецком автономных округах, Алтайском крае от 10 до 13%. В течение первого года жизни остаются незащищенными 15% новорожденных в Ингушской Республике и от 6 до 8% детей в Псковской, Читинской, Новгородской, Ивановской, Московской, Воронежской, Курской, Самарской, Саратовской и Амурской областях, Республиках Северная Осетия, Удмуртия, Алтайском крае, Ямало — Ненецком, Чукотском, Таймырском и Эвенкийском автономных округах. Не обеспечен 100% охват обязательными профилактическими флюорообследованиями работающих из числа подлежащих предварительным при поступлении и периодическим осмотрам. Показатели охвата обследованием работающих в животноводстве не превышает 70% даже в хозяйствах, неблагополучных по заболеванию туберкулезом крупного рогатого скота. Вследствие этого среди этих контингентов выявляется до 35% больных с полостями распада легочной ткани. Профессиональная заболеваемость туберкулезом персонала противотуберкулезных учреждений с 1991 года увеличилась в 4 раза. Региональные целевые программы профилактики и борьбы с туберкулезом утверждены лишь в 40 субъектах Российской Федерации и только в Республике Саха (Якутия), Пермской и Саратовской областях разработаны законопроекты о защите населения от туберкулеза. В связи с изложенным и в соответствии с решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 17.07.96 N 5 ПРЕДЛАГАЮ:
считать борьбу с туберкулезом приоритетным направлением деятельности государственной санитарно — эпидемиологической службы; активизировать работу совместно с органами здравоохранения по подготовке и реализации региональных целевых программ по профилактике и борьбе с туберкулезом; обеспечить достоверный учет и отчетность о заболеваемости туберкулезом в соответствии с отчетными формами N 1 и 2; проводить совместно со специалистами противотуберкулезных учреждений обследование очагов активного туберкулеза, осуществлять в них полный объем противоэпидемических мероприятий; усилить контроль за организацией и проведением прививок БЦЖ в соответствии с календарем прививок и проведением туберкулинодиагностики; ужесточить надзор за проведением профилактических медицинских обследований на туберкулез, обратив особое внимание на работников животноводства и противотуберкулезных учреждений.