Срок выполнения заданий, установленных данным документом, перенесен на 2003-2005 годы (постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 624-ПП). Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 2000 г.
N 945
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ
Проблема обеспечения радиационной безопасности населения Москвы тесно связана с историческими и политическими аспектами становления и развития атомной науки и промышленности в стране. К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 «Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий» включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации. В этих условиях актуальность рассматриваемого вопроса носит важный государственный характер. Правительство Москвы констатирует, что силами городских организаций: Московского государственного предприятия «Объединенный эколого — технологический и научно — исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды» (МосНПО «Радон»), Центра Государственного санитарно — эпидемиологического надзора в г. Москве, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и префектур административных округов проводятся необходимые мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения. Особую роль приобретают непосредственно выполняемые МосНПО «Радон» и Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве радиационно — аварийные работы, работы по обезвреживанию и удалению радиоактивных отходов (как из Москвы, так и Центрального региона России), радиоэкологический и социально — гигиенический мониторинг, ведение радиационно — гигиенического паспорта территории Москвы, контроль за радиационной безопасностью на объектах, применяющих различные виды источников ионизирующего излучения, за радиационной безопасностью пищевых продуктов и ряд других работ. Вместе с тем в решении этой проблемы наметились отрицательные тенденции: не проводятся работы по снятию исследовательских реакторов с эксплуатации (Российский научный центр «Курчатовский институт»), недостаточные объемы резервных емкостей для приема и длительного хранения радиоактивных отходов на промплощадке МосНПО «Радон» в Сергиево — Посадском районе Московской области, что может затруднить процесс удаления радиоактивных отходов из Москвы и Центрального региона Российской Федерации. Отсутствует система производственного радиационного контроля на предприятиях пищевой промышленности, строительной индустрии, предприятиях, перерабатывающих вторичное сырье и отходы производства. Неудовлетворительное финансирование радиационно опасных работ, особенно из федерального бюджета, привело к систематическому нарушению исполнения федеральными органами Федерального закона от 03.04.96 N 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов». Это снижает уровень радиационной безопасности и технологий обезвреживания радиоактивных отходов. Необходимы замена специальных транспортных средств, переоборудование автоматической системы контроля радиационного фона в Московском регионе, замена устаревшего радиометрического и дозиметрического оборудования МосНПО «Радон» и Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве, реконструкция инженерно — технологических сооружений и коммуникаций площадки МосНПО «Радон». На основе систем радиоэкологического и социально — гигиенического мониторинга необходима разработка автоматизированной информационной системы оценки доз облучения населения Москвы от различных видов источников ионизирующего излучения, в т.ч. при возможных радиационных авариях. В целом радиационная обстановка в Москве может быть оценена как удовлетворительная. Вместе с тем с учетом объемного насыщения предприятий радиоактивными материалами и радиоактивными отходами она является потенциально опасной и требует постоянного внимания. В целях повышения уровня радиационной безопасности населения Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Комплексную программу «Обеспечение радиационной безопасности населения г. Москвы на 2001-2003 гг.» (приложение). 2. МосНПО «Радон»:
2.1. До 25.12.2000 осуществить модернизацию действующей системы учета источников ионизирующего излучения в систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов». 2.2. Осуществлять координацию работ органов надзора и контроля по учету и ликвидации источников с просроченным сроком эксплуатации, подготовить и утвердить в установленном порядке до 15 января 2001 года план совместных мероприятий на 2001-2003 гг. 3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по предложению Управления городского заказа Правительства Москвы предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2001-2003 гг. выполнение работ по обеспечению радиационной безопасности населения (приложение, раздел 5, строка «Инвестиционная программа» и раздел 6) в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных Управлению. 4. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с МосНПО «Радон», Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве, Главным управлением ГОиЧС г. Москвы и с привлечением заинтересованных организаций разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы в II квартале 2001 года концепцию проекта закона города Москвы о радиационной безопасности населения. 5. МосНПО «Радон», Центру Госсанэпиднадзора в г. Москве, Главному управлению ГОиЧС г. Москвы с привлечением заинтересованных организаций разработать и представить во II квартале 2001 года на утверждение Правительства Москвы проект системы учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан. 6. Предприятиям стройиндустрии, пищевой промышленности, организациям, занимающимся сбором и переработкой вторичного сырья и отходов производства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности завершить до 10.01.2001 согласование планов — мероприятий по проведению производственного радиационного контроля в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 «О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил». 7. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, МосНПО «Радон» разработать научно обоснованные нормативы затрат на основные виды работ, выполняемые МосНПО «Радон» в рамках городского заказа, и представить в I квартале 2001 г. на утверждение Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы. 8. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы подготовить до 15.12.2000 обращение в Правительство Российской Федерации о погашении в 2000 году кредиторской задолженности Минфином России за выполненные МосНПО «Радон» радиационно опасные работы по удалению радиоактивных отходов на федеральных объектах Центрального региона Российской Федерации и предусмотрении в проекте бюджета Российской Федерации на 2001 год финансовых средств для МосНПО «Радон» в размере нормативной потребности на обезвреживание радиоактивных отходов из Центрального региона Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 N 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно — опасных производств и объектов». 9. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы доложить в апреле 2001 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
И.о. Премьера Правительства Москвы
В.П.ШАНЦЕВ
Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 28 ноября 2000 г. N 945
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2001-2003 ГГ.»
Основание для разработки Федеральный закон программы от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (ст. 6) Заказчик Комплекс городского хозяйства Исполнители УЖКХиБ, МосНПО "Радон"
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ
Комплексная программа «Обеспечение радиационной безопасности населения г. Москвы на 2001-2003 гг.» разработана на основании Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст. 6). К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 «Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий» включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации. Ежегодно с территории города удаляется более 3000 куб. м радиоактивных отходов (РАО), при этом на ряде объектов в хранилищах, часть которых сооружена в конце сороковых годов, находится более 40 тыс. куб. м РАО. Ежегодно в городе обнаруживается более 60 очагов радиоактивного загрязнения территории. В этих условиях обеспечение радиационной безопасности населения города является одной из важнейших составляющих экологической безопасности населения Москвы и носит государственный характер. Проблема радиационной безопасности требует единого и комплексного подхода к разработке и выполнению мероприятий по обеспечению социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и окружающую среду. Это обусловливает необходимость целевой программы с включением в нее всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения г. Москвы, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих профилактических и основных плановых целевых задач: — проведение мероприятий по улучшению системы учета источников ионизирующего излучения, а также организации контроля за радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; — подготовка и согласование с заинтересованными организациями концепции проекта закона города Москвы о радиационной безопасности населения; — проведение планового комплексного обследования органами государственного надзора и контроля совместно с МосНПО «Радон» организаций и учреждений, в технологии которых используются радиоактивные вещества; — осуществление приоритетного удаления с закрытых предприятий и организаций ИИИ с просроченными сроками годности; — разработка критериев расчета ущерба при несанкционированных выбросах радиоактивных веществ и загрязнении земель; — регулярный радиационно — экологический мониторинг города и модернизация его систем; — безопасное функционирование, развитие и совершенствование на основе современных технологий системы сбора, переработки и долговременного контролируемого хранения РАО в течение не менее 300 лет; — повышение качественного и количественного уровня готовности радиационно — аварийных служб к выполнению задач по ликвидации очагов аварийного загрязнения на территории города; — совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами; — разработка городской системы учета и контроля источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов, совершенствование автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Москвы; — разработка необходимой нормативно — правовой базы; — совершенствование системы охраны труда, реабилитации и системы медицинского обслуживания персонала, а также оказания специализированной медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных аварий; — совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров.
3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского и федерального бюджетов. Объем финансирования Программы составляет 7423,975 млн. руб. Мероприятия Программы и их финансирование представлены в разделах 5 и 6.
4. Социально — экономическая эффективность Программы
Достигается следующий социально — экономический эффект от реализации Программы: — улучшается радиационно — экологическая обстановка на территории г. Москвы; — снизятся прямые и косвенные экономические потери в результате исключения вероятности возникновения радиационных аварий. Так, предотвращенный годовой экономический ущерб от реализации Программы составит около 77800000 тыс. руб.; — уровень облучения населения, проживающего в районах потенциальных очагов радиоактивного загрязнения, за счет их ликвидации будет снижен на 15%; — будет обеспечено дальнейшее снижение уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2001-2003 ГГ.».
ОСОБО РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ РАБОТЫ
N Наименование Объем Затраты, млн. руб. Предполагаемая потреб- п/п работ ность в финансировании Ед. изм. Кол-во 2001 г. 2002 г. 2003 г. Всего из из из федера- бюджета внебюд- льного г. Мос- жетных бюджета квы источ- ников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
- Прием, транспор- куб. м 15068,0 1687,2 1757,5 1898,1 5342,8 3293,5 604,2 1445,1 тирование, пере- работка, захоро- нение, длительное хранение РАО
- Радиационно — тыс. 875,0 178,6 189,3 200,7 568,6 — 568,6 — аварийные работы, кв. м в том числе по дезактивации вы- явленных очагов радиоактивных загрязнений
- Радиационно — кв. км 1031 417,5 434,2 451,6 1303,3 1093,3 210 — экологический мо- ниторинг, радиац. обслед. объектов
- Разработка норма- 0,59 0,35 0,16 1,1 — 1,1 — тивно — правовой базы
- Инвестиционная млн. 208,175 25,0 90,0 93,175 208,175 — 208,1 — программа руб. <**> <**>
Итого: 2308,89 2471,35 2643,735 7423,97 4386,91 1592,0 1445,06 <> <**>
<> Источники покрытия затрат в 2001 году в размере 2308,89 млн. руб.: — 450,0 млн. руб. — городской бюджет;
— 500,0 млн. руб. — федеральный бюджет; — 25,0 млн. руб. — централизованные капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета; — 1333,89 млн. руб. — внебюджетные средства под объемы работ на федеральных объектах. <*> Источники покрытия затрат в 2002 г. в размере 90,0 млн. руб.: — 32,0 млн. руб. — централизованные капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета; — 58,0 млн. руб. — внебюджетные средства. Источники покрытия затрат в 2003 г. в размере 93,175 млн. руб.: — 40,0 млн. руб. — централизованные капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета; — 53,175 млн. руб. — внебюджетные средства. <***> Без учета объемов скопившихся радиоактивных отходов, предъявленных к удалению на федеральных объектах Центрального региона России, подвергшихся радиоактивному загрязнению и требующих срочных мер по их обезвреживанию.
5.1. ПРИЕМ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА, ЗАХОРОНЕНИЕ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ ИЗ Г. МОСКВЫ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И 8 ПРИЛЕГАЮЩИХ ОБЛАСТЕЙ НА 2001-2003 ГГ.
N Наименование работ Объем В том числе по годам Затраты, п/п тыс. руб. Ед. Кол-во 2001 г. 2002 г. 2003 г. изм. 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Прием, транспортирова- ние, переработка, за- хоронение, хранение, радиационный контроль технологических про- цессов 5342800
1.1. Количество обслуживае- орга-
мых организаций низа- ция 870 260 300 310
1.2. Транспортирование РАО маш. —
рейс 3800 1200 1250 1350
1.3. Сортировка РАО куб. м 7806 2465 2566 2775
1.4. Переработка РАО куб. м 15068 4758 4957 5353
1.4.1. ТРО куб. м 8098 2557 2662 2879
1.4.2. Жидкие РАО куб. м 6970 2201 2295 2474
1.5. Кондиционирование
в матрицу источников ионизирующих излучений Ku 883272 278928 291444 312900
1.6. Кондиционирование
и длительное хранение (захоронение) куб. м 10700 3200 3500 4000
1.7. Радиационный контроль
технологических про- цессов зоны строгого режима и промплощадки 534000
1.7.1. Радиационный контроль
персонала: всего чел. 2242 53400 в т.ч. группа А чел. 769
1.7.2. Мониторинг санитарно —
защитной зоны кв. км 17 106800
1.7.3. Мониторинг зоны наблю-
дения, территории и населенных пунктов тыс. в радиусе 20 км кв. км 1,6 373800
5.2. РАДИАЦИОННО — АВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ
N Наименование Объем работ В том числе по годам Затраты, п/п мероприятий тыс. руб. Ед. Кол-во 2001 2002 2003 изм. 1 2 3 4 5 6 7 8
- Обнаружение очагов радио- активного загрязнения
1.1. Автогамма — съемка
по маршрутам вывоза РАО в места дезактивационных работ км 3365 1060 1120 1185 1.2. Пешеходная гамма - съемка кв. км 82 26 27 29
2. Ликвидация радиационно — аварийн.
аварийных ситуаций ситуация 240 80 80 80
3. Дезактивационные работы
3.1. Дезактивируемая площадь кв. м 875000 275000 290000 310000
3.2. Количество удаляемых РАО т 300 95 100 105
3.3. Количество машин спецав-
тотранспорта с РАО, под- готавливаемых и отправ- ленных на обезвреживание машина 660 210 220 230 Итого: 568600
5.3. РАДИАЦИОННО — ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, РАДИАЦИОННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ
N Наименование Объем работ В том числе по годам Затраты, п/п мероприятий тыс. руб. Ед. Кол-во 2001 2002 2003 изм. 1 2 3 4 5 6 7 8 5.3.1. Радиационно - экологический мониторинг г. Москвы
- Развитие системы радио- экологического монито- ринга 1.1. Разработка целевой про-
граммы радиоэкологичес- програм- кого мониторинга ма 1 1 — —
- Развитие режимной сети наблюдения 2.1. Организация пунктов
наблюдения пункт 10 5 5 — 2.2. Обустройство действую-
щей сети пункт 94 54 40 — 2.3. Создание системы пере-
дачи информации в теку- щем времени в Информа- ционно — аналитический центр Москомприроды система 1 — 1 —
- Развитие системы радиа- ционного контроля вод- ного бассейна 3.1. Установка информацион-
но — измерительной сис- темы автоматизированно- го контроля содержания радионуклидов в водной среде на стационарных постах пост 6 2 2 2 3.2. Обустройство действую-
щей сети наблюдения на режимных створах водного бассейна пост 57 20 24 13
- Создание и ведение еди- ного банка данных по элементам радиационной банк обстановки на базе ГИС данных 1 — 1 —
- Натурные измерения и системные наблюдения замер 6790 2180 2260 2350
- Опытно — технологичес- кое и научное сопровож- дение радиац. опасных тыс. работ руб.
5.3.2. Комплексное обследование объектов радиационного риска г. Москвы
- Обследование открытых тыс. территорий кв. м 120 40 40 40
- Обследование внутренних тыс. территорий кв. м 45 15 15 15
- Обследование прилегаю- тыс. щих территорий кв. м 210 70 70 70
- Дезактивационные работы кг РАО 1200 400 400 400
5.3.3. Подсистема аэродистанционного мониторинга
- Разработка ЦКП по соз- данию аппаратурно — методической базы под систему аэродистанцион- ного мониторинга система 1 — — — 1.1. Разработка методологии
проведения аэрогамма — съемки мегаполиса г. Москвы (комплексная НИР) НИР 1 — — 1
5.3.4. Радиоэкологическое обследование и контроль строящихся объектов
- Количество обследуемых объектов объект 192 62 64 66
5 5 5 5 2. Обследуемая площадь кв. м 14,7 х 10 4,7 х 10 4,9 х 10 5,1 х 10
3. Создание базы данных
результатов радиоэколо- гического обследования и контроля строящихся база объектов данных 1 - - 1
5.3.5. Ртутный мониторинг и оптимизация технологии демеркуризации и обезвреживания
ртутьсодержащих отходов г. Москвы
- Ртутно — экологическое обследование детских, школьных и медицинских учреждений г. Москвы и участков аварийного загрязнения измер. 9070 2910 3020 3140
- Основная и заключитель- ная демеркуризация помещений и участков аварийного загрязнения кв. м 2230 720 740 770
- Создание общегородской базы данных ртутного мониторинга и объектов, подвергшихся ртутному база загрязнению данных 1 1
5.3.6. Московская программа "Радон" (система радиационно - экологического мониторинга радона в системе г. Москвы)
- Разработка программы комплексного радиоэко- логического мониторинга радона г. Москвы на 2001-2005 гг. прогр. 1 1 — —
- Мониторинг радона-222 в г. Москве
2.1. Ведение постоянного мо-
ниторинга в атмосферном воздухе города измер. 1710 550 570 590
2.2. Радиационно — экологи-
ческое обследование жилых и производствен- ных помещений, школ и дошкольных образова- тельных учреждений измер. 4050 1300 1350 1400
2.3. Создание базы данных
радиационных параметров в жилом фонде и общест- венных зданиях города округ 10 10
3. Научное сопровождение
3.1. Разработка концепции
по радиационному мони- торингу г. Москвы на 2000-2005 гг. концеп. 1 1 - - 5.3.7. Региональная система учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) для г. Москвы
- Создание региональной системы учета и конт- роля РВ и РАО
1.1. Организация, сбор, заг-
рузка первичных данных об РВ и РАО компл. 1 1
1.2. Ведение, корректировка
и обработка баз данных об РВ и РАО, имеющихся база на предприятиях Москвы данных 1 1
2. Научное сопровождение
региональной системы учета и контроля РВ и РАО
2.1. Адаптация концепции и
структуры региональной системы учета и конт- роля РВ и РАО примени- тельно к г. Москве концеп. 1 1 - -
2.2. Разработка методов
и критериев для оценки риска возникновения аварийных ситуаций в сфере обращения РВ и РАО докум. 1 - - 1
2.3. Анализ и подготовка
в установленном порядке данных для представле- ния администрации, над- зорным органам г. Моск- вы, Центральному инфор- мационно - аналитичес- кому центру РФ, Госком- стату РФ докум. 3 1 1 1 5.3.8. Радиационно - гигиеническая паспортизация г. Москвы
- Создание системы инфор- мационно — аналитичес- кого обеспечения радиа- ционно — гигиенической паспортизации г. Москвы
1.1. Разработка концепции
системы информационно - аналитического обеспе- чения радиационно - ги- гиенической паспортиза- ции концеп. 1 1 - -
1.2. Проектирование системы
информационно - анали- тического обеспечения радиационно - гигиени- ческой паспортизации система 1 1 - -
1.3. Физическая реализация
системы информационно - аналитического обеспе- чения радиационно - ги- гиенической паспортиза- ции система 1 - - -
1.4. Разработка алгоритмов
анализа и прогнозирова- ния дозообразующих фак- торов по территориям г. Москвы алгоритм 2 - 1 1
1.5. Разработка методических
подходов к оценке вкла- да основных экологичес- ких факторов в состоя- ние здоровья населения докум. 1 - - 1
1.6. Разработка алгоритмов
анализа и прогноза сос- тояния здоровья детско- го и взрослого населе- ния по террит. г. Москвы алгоритм 1 - - 1 Итого: 1303300
5.4. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО — ПРАВОВОЙ БАЗЫ
N п/п Наименование Объем работ В том числе по годам Затраты, мероприятий тыс. руб. Ед. Кол-во 2001 2002 2003 изм. 1 2 3 4 5 6 7 8
- Проект закона о радиа- ционной безопасности населения г. Москвы докум. 1 1 — —
1.1. Разработка концепции
радиоэкологического мониторинга окружающей среды концеп. 1 1 - -
1.2. Разработка контрольных
уровней загрязнения окружающей среды г. Москвы за счет есте- ственных техногенных радионуклидов докум. 1 1 -
1.3. Разработка контрольных
уровней вмешательства при обнаружении локаль- ных радиоактивных заг- рязнений докум. 1 1 - -
1.4. Разработка методических
указаний по дезактива- ционным работам при ли- квидации радиоактивных загрязнений в условиях плотной застройки горо- да докум. 1 1 -
1.5. Разработка методических
указаний комплексного радиоэкологического об- следования реакторов и временных хранилищ РАО докум. 1 1 -
1.6. Разработка контрольных
уровней радиоактивного загрязнения при выводе из эксплуатации ядерных реакторов и временных хранилищ РАО докум. 1 1
1.7. Разработка методических
указаний по комплексно- му обследованию выводи- мых из эксплуатации ядерных реакторов и хранилищ РАО докум. 1 1
1.8. Разработка методических
рекомендаций по оценке приоритетности факторов воздействия окружающей среды на население докум. 1 1
1.9. Разработка методических
подходов к оценке доз облучения населения от локальных радиоактивных загрязнений докум. 1 1 - -
1.10. Разработка методических
рекомендаций по оценке эколого - экономической эффективности радиоэко- логического мониторинга докум. 1 1 Итого: 1100
6. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО МОСНПО «РАДОН» НА 2001 ГОД
(цены 1998 г.) в тыс. руб.
N Объекты Годы Сметн. Выполнено План 2001 года п/п (стройки) стр-ва ст-ть на 01.01.2000 в ценах в ценах 1998 г. 2001 г. 1 2 3 4 5 6 7 МосНПО "Радон" 7584 25000 Всего из них: 1. Хранилище РАО 1998 8854 5590 704 1500 скважинного типа ---- в зоне строгого 2002 режима 2. Корпус приготовления 1998 14862 5284 672 1600 сорбента ---- (зд. N 116 по ГП) 2003 3. Корпус очистки 1995 48749 14194 840 2000 р/а вод со спец- ---- прачечной - зд. 2003 101 (1-я очередь) 4. Корпус прессования 1997 23259 16387 378 900 и складирования ---- РАО (соор. 2003 N 113-113а) 5. Орг-ция рельефа 2001 18290 - 455 1000 промплощадки ---- и зоны строг. режима 2006 с очист. соор. 6. Инженерно - лабор. 1992 52098 50501 1597 3800 корпус г. Москвы ---- 2001 7. Емкость хранения 2001 13684 - 2938 6200 ТРО N 31 по ГП ---- 2002 8. Проектно - изыск. - - - 8000 работы будущ. лет
При формировании Программы предпочтение отдавалось направлениям, непосредственно связанным с обезвреживанием радиоактивных отходов, защите населения при радиационных авариях и ликвидации их последствий, изучению и контролю окружающей среды и условиям обитания населения, социальной приемлемости населения к проблеме радиационной безопасности.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2000 г. N 883
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА, БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения. 2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии и Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения (далее именуется — мониторинг). 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать с участием федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, мероприятия по организации и ведению мониторинга. 4. Министерству здравоохранения Российской Федерации обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области организации и ведения мониторинга.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2000 г. N 883
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА, БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
- Настоящее Положение устанавливает порядок проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения (далее именуется — мониторинг).
- Под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (далее именуются — пищевая продукция), питания и здоровья населения.
- Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.
- При проведении мониторинга решаются следующие задачи: а) сбор достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции, изготавливаемой на российских предприятиях, ввозимой и выпускаемой в свободное обращение на территории Российской Федерации, а также находящейся в обороте, качестве питания и состоянии здоровья населения в связи с условиями и качеством питания (далее именуется — информация) и формирование соответствующих информационных фондов; б) системный анализ и оценка получаемой информации; в) предоставление в установленном законодательством Российской Федерации порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам; г) подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в области здорового питания населения, предотвращения производства, ввоза и реализации на территории Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции, предупреждения заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции.
- Мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.
- Органы и учреждения государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации: а) осуществляют совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления сбор, обработку, хранение, обновление информации, получаемой в соответствии со своей компетенцией, и передачу ее в федеральный информационный фонд данных социально — гигиенического мониторинга; б) формируют базы данных, обновляемые и поддерживаемые с использованием единого комплекса программно — технологических и технических средств; в) подготавливают для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций предложения по осуществлению мероприятий по обеспечению качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения.
- Пользователями информации являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица. Пользователям запрещается передача информации третьим лицам в коммерческих целях.