ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
9 июня 2006 г.
N 0100/6371-06-32
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ПОЛИОМИЕЛИТОМ И ОВП В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует об итогах проводимого в 2005 г. эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (ОВП). В Российской Федерации функционирует эффективная система эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП, осуществляется еженедельная передача информации с уровня субъектов на федеральный уровень с последующей передачей данных в Европейское региональное бюро ВОЗ. Основные показатели качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП в целом по Российской Федерации в 2005 г. оставались на уровне, рекомендуемом ВОЗ: — своевременность представления отчетов — 98%; — показатель заболеваемости — 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет; — своевременность выявления больных — 82,4%; — удельный вес больных с 2-мя пробами стула — 100%; — адекватность обследования больных — 90,1%; — показатель обследования больных в Национальном и региональных центрах — 100%; — эпидемиологическое расследование в срок 7 дней — 93,7%; — повторный осмотр — 93,4%;
— классификация случаев — 96,5%.
Вместе с тем, анализ поступающих в Координационный центр ликвидации полиомиелита материалов в разрезе субъектов Российской Федерации выявил ряд недостатков. В 2005 г. в Российской Федерации зарегистрировано 358 случаев OBП (показатель составил 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет), из них 58 — «горячих» случаев в 28 субъектах Российской Федерации (в 2004 г. — 61 случай в 33 субъектах). Наибольшее количество «горячих» случаев зарегистрировано в Республиках Дагестан — 7 случаев (4 сл. из Чеченской Республики), Башкортостан — 4 сл., Московской — 7 сл., Кемеровской областях — 4 сл., г. Москве — 3 сл. (в т.ч. 1 сл. из Республики Ингушетия и 1 сл. из Чеченской Республики). Преимущественно к категории «горячих» случаев в 2005 г. относились случаи ОВП у детей до 1 года, которые получили менее 3 доз полиомиелитной вакцины, или детей, прибывших из Чеченской Республики без сведений о прививках. В прошедшем году в 7 субъектах Российской Федерации — Республиках Башкортостан, Мордовия, Саха (Якутия), Иркутской, Челябинской областях, Алтайском и Красноярском краях — выявлены 7 сл. вакциноассоциированного полиомиелита. Из них 3 случая — у контактных и 4 — у реципиентов вакцины. Кроме того, в 2005 г. в Кемеровской области зарегистрирован 1 случай, расцененный как совместимый с полиомиелитом ввиду позднего забора проб фекалий (позднее 14 дня от начала паралича). Следует особое внимание обратить на «молчащие территории», где не регистрируются ОВП. В 2005 г. не выявлено ни одного случая ОВП в 18 субъектах Российской Федерации (в 2004 г. — в 11 субъектах): в Республиках Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках, Камчатской, Костромской, Магаданской, Тамбовской областях, Ненецком, Еврейском, Чукотском, Корякском, Таймырском, Эвенкийском, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском автономных округах. Кроме того, в 6-ти субъектах — Республике Бурятия, Краснодарском крае, Амурской, Калужском, Ленинградской, Тульской областях — показатель заболеваемости ОВП был ниже требуемого (1,0 на 100 тыс. детей). Актуальными остаются проблемы учета и отчетности о случаях ОВП на уровне субъектов Российской Федерации, правильности заполнения и своевременного представления карт расследования случая ПОЛИО/ОВП. В 2005 г. месячная оперативная отчетность периодически не предоставлялась из 11 субъектов Российской Федерации (Чеченской Республики, Республик Тыва, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Дагестан, Корякского, Эвенского, Коми-Пермяцкого АО, Рязанской, Тверской областей), в том числе из Чеченской Республики и Республики Ингушетия отсутствовала информация в течение 5 мес., из Республики Тыва — в течение 4 мес. Недельная оперативная отчетность нерегулярно представлялась из 9 субъектов Российской Федерации, в том числе наиболее часто из Курской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Республики Тыва. Общими недостатками являются следующие: несвоевременное предоставление I и II частей карт эпидрасследования случая полиомиелита и ОВП (Новосибирская, Свердловская области и др.), несоответствие количества ОВП по данным оперативной информации и формы государственного статистического наблюдения N 1, заполнение данных о прививках без учета возраста ребенка (например, Псковская область), отсутствие обоснованной и правильной постановки диагноза «горячий случай» и соответствующего оформления документации на него (Республики Татарстан, Калмыкия, Карелия, Башкортостан, Удмуртия, Ярославская, Липецкая, Волгоградская, Ульяновская, Тюменская области). Важным показателем в осуществлении эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является своевременная регистрация случаев ОВП и начало эпидрасследования. В первые 7 дней с момента развития ОВП было выявлено 82,4% случаев, расследованы в первые 48 часов — 94,1%, повторно осмотрены через 60 дней — 97,2% случая. Серьезным недостатком остается позднее выявление больных ОВП в г. Москве, Республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкессия (на 46 день с момента начала заболевания!), Мари Эл, Удмуртия, Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Красноярском краях, Брянской, Владимирской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, что наиболее часто связано с поздним обращением родителей за медицинской помощью. Одним из основных направлений в работе региональных центров эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является вирусологическое исследование проб фекалий от больных ОВП и контактных в очагах ОВП. Удельный вес больных ОВП с двумя пробами стула в течение 3-х последних лет ежегодно составляет 100%. В 2005 г. количество протестированных образцов стула от больных с ОВП составило 772 пробы. У всех больных ОВП забрана по меньшей мере одна проба стула (в течение 14 дней после появления симптомов заболевания): в 89,9% случаев в адекватные сроки (в течение 14 дней после появления симптомов заболевания, собранные с промежутком не менее одного дня) исследованы две пробы стула. Позднее обследование и доставка материала в Национальную лабораторию по диагностике полиомиелита и региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП отмечались в Республике Карачаево-Черкессия, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Алтайском крае, Волгоградской, Кемеровской, Нижегородской областях. В результате чего своевременность обследования больных ОВП по стране в целом составила 90,1%. Число проб стула удовлетворительного качества в течение последних 3-х лет остается стабильным — 98%. Несмотря на это, в ряде случаев не выполняются требования к качеству отбора, упаковки и доставки материала, отсутствует оперативное взаимодействие специалистов эпидемиологического и лабораторного звена территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора. В результате чего возникает необходимость повторного обследования больного ОВП, в более поздние сроки, привлечения дополнительных материальных и людских ресурсов. Так, например, в г. Москве 1 больной обследован позже 14 дня — из-за дефектов в диагностике, в Ивановской области — из-за неудовлетворительного качества собранного материала (недостаточное количество), из Республики Алтай пробы были доставлены в стеклянных флаконах, закрытых фольгой. В рамках дополнительного надзора за ПОЛИО/ОВП было исследовано 13949 проб сточной воды, выделено 322 полиовируса и 454 других (неполно) энтеровирусов. В 2005 г. специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального центра гигиены и эпидемиологии, региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП в целях оценки состояния мероприятий по профилактике полиомиелита (иммунизация, эпидемиологический надзор, контеймент) были осуществлены выезды в 16 субъектов Российской Федерации («молчащие» территории, территории не достигшие «нормативных» показателей эпиднадзора). Следует отметить, что несмотря на достигнутые высокие показатели качества эпиднадзора, в ряде субъектов Российской Федерации прослеживается снижение внимания и ответственности руководителей здравоохранения, органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к проблеме полиомиелита, организации и проведению комплекса мероприятий по профилактике данной инфекции. В целях совершенствования мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации необходимо обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Национальным планом действий на 2006-2008 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО