Среда, 12 ноября 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

«Организация и методы санитарно-гигиенического воспитания детей по профилактике стоматологических заболеваний. Методические рекомендации» (утв. Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава РФ 01.12.1997)

07.06.2015
в Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник
Департамента Госсанэпиднадзора
А.А.МОНИСОВ
1 декабря 1997 г.

«СОГЛАСОВАНО»
Начальник
Управления охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
1 декабря 1997 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
САНИТАРНО — ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Методические рекомендации разработаны:

Основное
учреждение — разработчик: Областная стоматологическая

поликлиника г. Ростов-на-Дону

Учреждения — соисполнители: НИИ социальной гигиены, экономики

                                 и управления здравоохранением                                 им. Н.А.Семашко РАМН г. Москва     Авторы:                     Тишин А.С.,                                 канд. мед. наук Соболева Н.П.

В рамках первичной профилактики одно из ведущих мест занимает формирование здорового образа жизни на основе санитарно — гигиенических знаний и навыков, определяющих в конечном счете и общий культурный уровень каждого члена общества. Следует особо подчеркнуть, что роль гигиенического воспитания в профилактике основных стоматологических заболеваний — кариеса зубов и болезней пародонта — до недавнего времени явно недооценивалась. Это внесло немалый вклад в рост уровня заболеваемости населения. Последнее явилось следствием недостаточной научной разработки организационно — методических основ санитарно — просветительной работы среди населения, отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров в вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной базы для ее реализации. Убедительным доказательством низкого уровня санитарно — просветительной работы являются данные социологических исследований, показавшие, что только 40% городских детей в возрасте 12 лет периодически пользуются зубной щеткой. Особую озабоченность вызывает тот факт, что у опрошенных детей показатели гигиены полости рта (гигиенический индекс) оказались на низком уровне (как у лиц, не применяющих гигиенических средств, так и пользующихся ими). Это указывает, во-первых, на низкое качество чистки зубов, во-вторых, на настоятельную необходимость развертывания работы именно по конкретному обучению детей правилам ухода за полостью рта. Рациональная гигиена полости рта — действенный метод профилактики кариеса и заболеваний пародонта. Санитарно — просветительная работа в организованных коллективах и непосредственное обучение детей правилам ухода за полостью рта — два основных взаимосвязанных раздела гигиенического воспитания подрастающего поколения. Без их эффективного и широкого внедрения в повседневную практику стоматологов, педиатров, среднего медицинского персонала, педагогов и родителей практически не приходится ожидать снижения уровня стоматологической заболеваемости населения на популяционном уровне. Отмечающийся рост заболеваемости кариесом и пародонтитом социально обусловлен и меры по его предупреждению также должны быть социальными, направленными в первую очередь на повышение и общего культурного уровня населения, и формирования стойких гигиенических навыков. Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени специальных методических рекомендаций по проблеме организации и методике гигиенического воспитания детей в области стоматологической профилактики практически не издавалось. Настоящие рекомендации предназначены для организаторов стоматологической службы, детских врачей — стоматологов, студентов медицинских институтов, педагогов, среднего медицинского персонала, работников здравоохранения в «Центрах здоровья», «отделениях профилактики».

Особенности гигиенического воспитания детей различного возраста

Практический опыт по внедрению и оценке эффективности различных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение основных стоматологических заболеваний — кариеса зубов и болезней пародонта свидетельствует о их малой результативности без достижения высокого уровня гигиенических знаний и прочных навыков по уходу за полостью рта среди детского населения. Однако, в отличие от специальных методов профилактики, реализация ее гигиенического аспекта имеет ряд особенностей в зависимости от возрастного состава групп детей. Стойкие гигиенические навыки формируются у детей через 2-2,5 года после начала их обучения. У взрослых они усваиваются значительно дольше. С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях среди детей 2-3-летнего возраста. Стоматологический аспект гигиенического воспитания необходимо осуществлять, начиная с 3-летнего возраста. В этот период развития детей и вплоть до младших классов средней школы (1-3) преобладает подражательная реакция на действия педагогов, родителей, старших членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и показ элементов гигиены полости рта воспитателем и медперсоналом дошкольных учреждений. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему детскому возрасту. Однако следует учитывать, что активность внимания у детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, в связи с чем занятия должны быть спланированы таким образом, чтобы вводная или теоретическая часть не превышала указанного времени. В последующей части урока полученные знания следует закрепить на практике. Такая последовательность занятий способствует наиболее прочному прививанию навыков по уходу за полостью рта. На первом этапе (с 3 до 4 лет) гигиеническое воспитание детей не следует начинать с применения зубных порошков и паст. Цель этого периода заключается лишь в приобщении ребенка к основам личной гигиены, закреплении самых простых навыков пользования зубной щеткой, формировании привычки и потребности ухаживать за полостью рта перед сном и прополаскивать ее после каждого приема пищи. И только при достижении этой цели следует проводить чистку зубов с использованием детских зубных паст, обладающих приятными вкусовыми качествами, некоторые из них содержат фториды. При проведении занятий по гигиеническому воспитанию среди школьников средней и старшей возрастных групп следует учитывать, что для детей этого возраста характерна скептически — аналитическая реакция на информацию и действия, исходящие от взрослых. В этой связи их обучение следует проводить методом убеждения, обоснованного и доказательного рассказа с демонстрацией конкретных приемов по уходу за полостью рта и оценки ее гигиенического состояния до и после чистки зубов. С возрастом (старшие школьники) отношение к личной гигиене, в том числе и к состоянию полости рта, становится более серьезным. Подростки обращают внимание на цвет зубов и форму зубного ряда, запах из полости рта. Это должно находить широкую поддержку и с помощью педагогов, среднего медперсонала под непосредственным началом стоматологов быть направлено на обеспечение правильного, осознанного и эффективного гигиенического ухода за полостью рта. Успешная реализация гигиенического воспитания детей всех возрастных групп предусматривает выполнение ряда требований, предъявляемых к этой работе: 1. Высокая информированность родителей о целях и задачах гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его осуществления. 2. Непосредственное участие среднего медперсонала детских учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль за качеством его проведения. 3. Комплексность гигиенического обучения, предусматривающего санитарное просвещение и непосредственное освоение правил гигиены полости рта с обязательной оценкой ее эффективности. 4. Систематичность и непрерывность проведения занятий до стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта. 5. Для достижения выраженной медицинской эффективности на популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть массовым и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.

Организация гигиенического обучения детей в школе

Организация и проведение работы по гигиеническому воспитанию детей осуществляется в соответствии с планом, разработанным курирующим детский коллектив стоматологическим учреждением совместно с администрацией детского учреждения и органами народного образования на основании соответствующих приказов Минздрава РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ, других решений. Стоматологический аспект гигиенического обучения детей в школе предусматривает следующие мероприятия: 1. Специальную теоретическую и практическую подготовку среднего медицинского персонала школ и стоматологических поликлиник основам профилактики стоматологических заболеваний и формам гигиенического обучения школьников. 2. Создание и оборудование в школе класса или уголка гигиены полости рта. 3. Согласование с администрацией школы расписания уроков гигиены полости рта. 4. Проведение тематических семинаров с педагогами и родителями по проблеме общей и стоматологической гигиены. В проведении гигиенического воспитания в школе ведущая роль отводится медицинской сестре. Однако она должна широко использовать помощь специалистов детского отделения районной стоматологической поликлиники, при их содействии обеспечивать наличие в школах средств наглядной агитации, обращаться за консультативной помощью по всем возникающим вопросам. Подготовка среднего медицинского персонала школ осуществляется врачами стоматологической поликлиники района. Ежегодно в начале учебного года проводятся семинары с участием медсестер и педагогов школ курируемого района. Эффективной формой привлечения родителей к участию в гигиеническом воспитании детей является доведение до их сведения на совместных (с учениками) родительских собраниях целей и задач этого раздела профилактической работы и определение конкретных мер по его осуществлению в кругу семьи. На семинаре уделяется внимание следующим вопросам: 1. Организация гигиенического воспитания детей в школе: а) цель и задачи гигиенического обучения детей по уходу за полостью рта; б) основные факторы, способствующие возникновению стоматологических заболеваний; в) особенности гигиенического обучения детей различного возраста; г) общедоступные по восприятию сведения об анатомии и физиологии зубо — челюстной системы у детей. 2. Роль гигиенического ухода за полостью рта и рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний. 3. Правила гигиенического ухода за полостью рта. 4. Методы контроля качества чистки зубов. 5. Средства гигиенического ухода и принципы ухода за ними.

Организация класса гигиены полости рта

Класс гигиены должен стать центром гигиенического воспитания подростков в школе. В его организации и в оборудовании должны принять активное участие администрация школы, стоматологическая служба района и соответствующие органы здравоохранения. Директор школы выделяет необходимое помещение достаточной площади, в котором могло бы разместиться 25-30 человек учащихся. В одной из стен монтируются 5-8 раковин, над которыми крепят зеркала. В классе размещают шкафы, в которых в штативах по номерам хранят зубные щетки каждого класса и каждого ученика в отдельности, размещают стандартную школьную мебель, стулья, столы на 20-30 человек для проведения уроков гигиены. Класс оборудуется средствами наглядной агитации: плакаты, муляжи, стенды и т.д., а также желательно предусмотреть размещение кинопроектора с экраном для демонстрации фильмов и диапозитивов. Для активного использования площади класса гигиены в нем можно расположить (если в этом есть необходимость и если позволяют условия) аппараты для физиотерапевтического воздействия, стоматологическую установку. При невозможности организации в школе кабинета гигиены необходимо обеспечить наличие уголка гигиены полости рта, который организуется на одном из этажей школ и оборудуется средствами наглядной агитации. Возможно и целесообразно использование для этих целей уголка в школьной столовой. Подобные кабинеты могут быть открыты и в «Центрах здоровья», в отделениях профилактики общелечебных и стоматологических поликлиник.

Организация и общие принципы урока гигиены полости рта

Уроки гигиены полости рта проводятся медсестрами школ при непосредственном содействии педагогов, они включаются в общую сетку занятий школьников. В 1-3 классах школ занятия проводят 2 раза в месяц, а в 4-10 классах — 1 раз в месяц, что соответствует 16 и 8 занятиям в течение года. Урок гигиены полости рта состоит из 3 частей: санитарно — просветительной, обучения методам гигиены полости рта и контроля качества полученных навыков. Санитарно — просветительная часть занятий предусматривает информирование детей в виде бесед о строении зубов и их роли в жизни человека, о роли зубного налета в возникновении заболеваний, о роли рационального питания в укреплении зубов, о вреде сладостей, о гигиеническом уходе за полостью рта и принципах выбора и хранения зубных щеток. Эта часть урока не должна быть более 10-15 мин. Следующая его часть — обучение методам гигиены полости рта — предусматривает подробный рассказ и показ на муляжах и плакатах правил чистки зубов. Оценка эффективности усвоенного материала и закрепление полученных навыков осуществляется при самостоятельной чистке зубов ребенком под контролем медицинской сестры и исправлением выявленных ошибок. Для этой цели очень важным является использование способов контроля качества чистки зубов (см. приложение 1) с помощью красителей (индексы Федорова — Володкиной или Грин — Вермильона). План занятия должен составляться заранее с учетом поэтапного освоения теоретического и практического материала по принципу от простого к сложному. Состав урока может изменяться в зависимости от наличия или отсутствия класса гигиены полости рта, наличие которого является важным фактором качества и успеха гигиенического воспитания подростков. В силу этого администрация школы и стоматологическая служба должны приложить максимум усилий для его организации. Если класс гигиены полости рта в школе есть, то медсестра в обусловленное время приводит в него школьников и все три составляющие урока гигиены проходят там. Сестра рассказывает запланированную тему санитарно — просветительной работы, показывает на макетах или моделях челюстей в окклюдаторе правила чистки зубов, затем каждый или определенная группа школьников, используя свою личную зубную щетку, чистит зубы перед зеркалом, медсестра проводит контроль качества чистки и исправляет ошибки. Весь этот процесс с комментариями демонстрируется перед другими детьми. В случае отсутствия класса гигиены полости рта медсестра в соответствии с запланированным расписанием уроков приходит в класс к школьникам, приносит с собой необходимые средства наглядной агитации (муляжи, модели, плакаты и т.д.), проводит санитарно — просветительную беседу, обучение на моделях правилам чистки зубов и оценки ее эффективности (метод окрашивания зубов) у одного или нескольких учащихся. Однако, даже при отсутствии приспособленного класса гигиены возможно проведение контролируемой чистки зубов в уголке гигиены при школьных столовых. Следует обеспечить лишь установку зеркал над каждой из раковин и наличие у учащихся зубных щеток (лучше портативных складных).

Организация гигиенического обучения детей в дошкольных учреждениях

Особенности режима работы дошкольных учреждений и пребывание в них детей в целом создают благоприятные условия для успешного обучения их основам гигиены полости рта. Реализация всей профилактической работы в дошкольных учреждениях, в том числе и гигиенического ее раздела осуществляется под руководством стоматологической службы, а ответственным лицом за ее выполнение назначается врач — стоматолог, лично участвующий в оказании стоматологической помощи детям в этом учреждении. В обязанность врача — стоматолога кроме работы по оказанию лечебной помощи входит проведение специальных профилактических мероприятий по показаниям в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации, проведение санитарно — просветительной работы с педагогами, средним медицинским персоналом детских садов и комбинатов. Этот раздел работы стоматолога предусматривает специальную подготовку лиц, которые повседневно контактируют с детьми с одной стороны и, с другой, должны информировать родителей о необходимости воспитания гигиенических навыков во время пребывания ребенка в кругу семьи. Учитывая решающее значение уровня специальной подготовки работников дошкольных учреждений в обеспечении эффективности гигиенического обучения детей основам стоматологической профилактики, следует в качестве ответственных лиц за профилактическую работу в каждом конкретном учреждении назначать наиболее компетентных в специальных вопросах и инициативных в организаторском плане врачей — стоматологов детских стоматологических поликлиник и отделений. Вся работа по стоматологическому аспекту гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях проводится при непосредственном участии воспитателей, под контролем педагога — методиста и старшей медсестры. Общее руководство, как уже отмечалось, осуществляет врач — стоматолог детский. При планировании занятий с детьми младшего возраста (начиная с 3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать поэтапность освоения отдельных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному. Для школьников особое значение в привитии стойких гигиенических навыков имеет частая повторяемость элементов стоматологической гигиены. В этой связи следует ежедневно после обеда перед дневным сном проводить контролируемое полоскание полости рта водопроводной водой. При закреплении этой привычки как обязательного элемента личной гигиены можно приступить к обучению пользования зубной щеткой и т.д. с постепенным увеличением объема технических навыков в соответствии с общими педагогическими принципами. Одним из положительных моментов организационного плана в полноценном гигиеническом воспитании дошкольников является наличие в каждой из групп санитарного блока. Здесь следует предусмотреть размещение раковин с вмонтированными над ними зеркалами. Зубные щетки лучше хранить в индивидуальных пластмассовых стаканах. Возможно изготовление для этих целей клеенчатых кассет, обеспечивающих хранение щеток в 2 ряда, расположенных в шахматном порядке с целью предотвращения стекания влаги с верхних на нижние. Одним из важнейших критериев эффективности гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях является стойкое закрепление основных навыков по уходу за полостью рта к 6-летнему возрасту с перерастанием их в потребность. Причем, эти элементы личной гигиены должны формироваться на прочно усвоенных знаниях о роли гигиенического ухода за полостью рта в обеспечении сохранения зубов и здоровья в целом.

Формы и методы гигиенического обучения детей

Основной целью гигиенического обучения детей является воспитание правильных, систематичных и осознанных навыков по уходу за полостью рта, основанных на твердой убежденности в действенности рациональной гигиены в предупреждении стоматологических заболеваний. Во многом достижение этой цели зависит от правильного выбора форм и методов гигиенического обучения с учетом возраста детей, наличия или отсутствия класса гигиены, обеспечения средствами наглядной агитации и материально — технического обеспечения, а также уровнем специальной подготовки медицинского персонала и педагогов. Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов: — санитарно — просветительной работы, предусматривающей доведение до населения информации об основных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний, об индивидуальных, семейных и коллективных мерах их предупреждения; — обучение методу гигиенического ухода за полостью рта, предусматривающее привитие правильных и эффективных приемов удаления зубного налета и остатков пищи с поверхности зубов и межзубных промежутков с помощью средств ухода за полостью рта (зубные щетки, пасты, нити и зубочистки). Санитарно — просветительная работа проводится в виде двух форм — активной и пассивной. Активная ее форма заключается в непосредственном контакте обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами детей. Основными методами активной санпросветработы является беседа с группой детей, лекция в классе, выступление на родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом зависит от подготовки и уровня гигиенических знаний и навыков специалиста, проводящего занятия, а также от адаптированности излагаемого материала непосредственно к той аудитории слушателей, с которой проводятся занятия, беседы, лекции. Пассивная форма санитарного просвещения предусматривает ознакомление различных слоев населения с основами стоматологической профилактики с помощью средств наглядной агитации (плакаты, памятки, стенды, фильмы, диапозитивы). Ее проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского персонала, что упрощает воспитательный процесс. Правильное ее оформление и размещение играет важную роль в привлечении к ней внимания и интереса детского коллектива. Примером конкретного использования средств пассивной агитации может быть размещение плакатов о принципах гигиены полости рта, рационального питания в школьных столовых, в коридоре рядом со стоматологическим кабинетом. При этом лучше организовать не одну, а две выставки средств наглядной агитации, предназначенных для детей младших и старших классов, а разместить их соответственно в местах наиболее частого пребывания детей каждого из возрастов. Деление санитарно — просветительной работы на активную и пассивную формы в известной степени условно, т.к. при проведении бесед, практических занятий в классах гигиены, чтении лекций старшим школьникам, родителям для обеспечения наглядности и доходчивости излагаемого материала требуется использование наглядных пособий. С другой стороны, эффективность санитарно — просветительной работы только путем оформления стенной наглядной агитации находится на относительно низком уровне. Во многом это обусловлено тем, что без комментариев специалиста вложенная информация в средства наглядной агитации практически не усваивается. Срабатывает механизм ее невосприятия в связи с практикуемой обильной стенной агитацией в школах и детских учреждениях, касающейся различных аспектов поведения ребенка (правила поведения на улице, профилактика инфекционных заболеваний, в помощь родителям и т.д.). Особенно это относится к детям дошкольного возраста и ученикам младших классов. Вторая составляющая часть гигиенического воспитания — обучение методам гигиены полости рта, предусматривает привитие стойких навыков грамотного, осознанного и регулярного ухода за полостью рта. Основной формой этого раздела гигиенического воспитания является обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта правилам пользования зубной щеткой с применением зубной пасты из расчета наиболее эффективного удаления мягкого налета со всех поверхностей зубов. Занятия в школе проводятся под непосредственным контролем со стороны медсестры и педагога в классе или уголке гигиены полости рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля за качеством гигиенического ухода, высокая убежденность детей в эффективности осуществляемых мероприятий способствует стойкому закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.

Критерии эффективности гигиенического обучения детей

С точки зрения диалектики гигиенического воспитания, навык ухода за полостью рта — это конечный результат адекватных представлений, знаний и конкретного умения. Однако представления и знания зачастую находятся в противоречии с конкретным умением и навыками. В этой связи одним из важнейших условий устранения указанного противоречия является постоянный контроль уровня знаний и представлений, их соответствия навыкам по уходу за полостью рта и медицинской эффективности всего комплекса гигиенического воспитания. Ближайшими критериями эффективности гигиенического обучения являются изменения значений гигиенического индекса в сторону его уменьшения по сравнению с исходным значением. Достичь этого можно уже в первые 2-3 месяца работы по профилактике стоматологических заболеваний. Одновременно с улучшением гигиенического индекса <> уменьшается распространенность гингивитов, кровоточивости десен. Изменение уровня знаний о роли гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний оценивается с помощью анкетного опроса до и в процессе гигиенического обучения. При анализе анкет следует выявлять наиболее характерные ошибки в ответах на поставленные вопросы и с учетом их исправления планировать проведение санитарно — просветительной работы.


<> Рассчитывается по интенсивности окраски зубов определенными растворами.

Отдаленными критериями эффективности гигиенического обучения является изменение уровня заболеваемости зубов и тканей пародонта. Тенденция к снижению из года в год интенсивности поражения зубов кариесом является доказательством эффективности профилактических мероприятий. Однако следует учитывать, что объективно оценить изменение уровня заболеваемости кариесом детей можно не ранее, чем через 5 лет. С этой целью до начала внедрения профилактических мероприятий в школах проводят стоматологическое обследование 12-летних детей (30-40 человек), рассчитывают индекс КПУ и его структуру, проводят определение и индексов гигиены полости рта и состояния тканей пародонта (CPIT N). Через 5 лет повторяют обследование 12-летних детей и проводят сравнение полученных данных с результатами 5-летней давности, при необходимости вносят коррективы в план профилактических мероприятий.

Приложение N 1

ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. Индекс Федорова — Володкиной Вестибулярная поверхность шести нижних фронтальных зубов (резцы и клыки) после предварительного высушивания смазывают йодистокалиевым раствором Шиллера — Писарева, включающего следующие компоненты: йод кристаллический — 1,0 йодистый калий — 2,0 дистиллированная вода — 40,0 При отсутствии данного раствора для этой цели может использоваться 2-3% настойка йода. Через 1 минуту после прокрашивания дается оценка гигиенического состояния полости рта по пятибалльной шкале: окрашивание всей поверхности коронки зуба — 5 баллов, окрашивание 3/4 коронки — 4 балла, окрашивание 1/2 коронки — 3 балла, окрашивание 1/4 коронки — 2 балла, окрашивание отсутствует — 1 балл. Гигиенический индекс рассчитывается по формуле:
                     сумма баллов 6 окрашенных зубов                ГИ = -------------------------------                           6 (количество зубов)

Пример расчета: 3 — 1 балл

                     2 - 2 балла                     1 - 3 балла                     1 - 4 балла                     2 - 3 балла                     3 - 2 балла                    1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2   15               ГИ = --------------------- = -- = 2,5                             6              6

Оценка полученных результатов проводится следующим образом: 1,1 — 1,4 — гигиеническое состояние полости рта хорошее; 1,5 — 1,8 — удовлетворительное;
1,9 — 2,5 — неудовлетворительное;
2,6 — 2,8 — плохое;
2,9 — 5,0 — очень плохое

2. Индекс Грин — Вермильона

Для определения индекса Грин — Вермильона исследуют следующие

6 | 6 поверхности зубов: щечную и язычную поверхности ——- и

6 | 6 губную поверхность I _|_ I. На всех поверхностях сначала определяют зубной налет, а затем зубной камень. Используют следующую систему определения зубного налета: 0 — отсутствие зубного налета;
1 — зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба; 2 — зубной налет покрывает более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба; 3 — зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.


Пред.

Приказ Фармуправления МО от 26.02.1998 N 29 «О проведении мероприятий по профилактике и лечению гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций»

След.

Постановление Правительства МО от 16.10.1997 N 74 «О государственной программе Московской области по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в Московской области на 1997-2000 гг.»

СвязанныеСообщения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.09.2017 N 634 (ред. от 27.11.2017) «О проведении мероприятий по сезонной профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 2017-2018 гг. в городе Москве» (вместе с «Инструкцией по забору клинического материала на исследование от больных гриппом и ОРВИ с перечнем базовых медицинских организаций, проводящих еженедельный забор мазков из полости носа и ротоглотки и парных сывороток»)

02.02.2018
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Вопрос: Что должно располагаться в санитарной комнате медицинской организации? Должен ли быть обязательно поддон для мытья ведер, тряпок и прочего? Если да, то какие должны быть размеры этого поддона? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Вопрос: Какие нормативные акты должны быть указаны в бланке СЭЗ (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) в разделе «соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам» при условии выдачи Заключения на «помещение, оборудование и иное имущество для осуществления фармацевтической деятельности»? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
След.

Информационное письмо Комитета фармации г. Москвы от 15.10.1997 N 1-07/2608 "О прогнозировании эпидсезона 1997-1998 гг."

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • MEGA Physical Examination Videos MEGA Physical Examination Videos 684 ₽
  • Medical Imaging and Radiology Books 8 DVD Medical Imaging and Radiology Books 8 DVD 684 ₽
  • Книги по биологии 1 Книги по биологии 1 479 ₽
  • Книги по биохимии Книги по биохимии 342 ₽

Товары

  • В. В. Лоскутов, Международная интернатура практической психологи В. В. Лоскутов, Международная интернатура практической психологи 616 ₽
  • Ophthalmology Books 5 DVD Ophthalmology Books 5 DVD 684 ₽
  • Ackerman Surgical Pathology Ackerman Surgical Pathology 342 ₽
  • Anatomy and Physiology Books 4 Anatomy and Physiology Books 4 684 ₽
  • The Encyclopaedia of Medical Imaging The Encyclopaedia of Medical Imaging 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Роспотребнадзор ФАС вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств сделка слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Ростех досрочно завершил поставку вакцин против гриппа в регионы России
  • Губернатор распорядился подготовить «антикризисные меры» после того, как посетил ЦРБ, в которой работает всего один терапевт
  • Совет Федерации поддержал законопроект об обязательной отработке выпускников медвузов
  • Экс-министру здравоохранения Прикамья избрали меру пресечения
  • Активы ГК «Биотэк» проходят оценку и реализуются на аукционах
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version