Recipe.Ru

«Организация и методы санитарно-гигиенического воспитания детей по профилактике стоматологических заболеваний. Методические рекомендации» (утв. Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава РФ 01.12.1997)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник
Департамента Госсанэпиднадзора
А.А.МОНИСОВ
1 декабря 1997 г.

«СОГЛАСОВАНО»
Начальник
Управления охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
1 декабря 1997 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
САНИТАРНО — ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Методические рекомендации разработаны:

Основное
учреждение — разработчик: Областная стоматологическая

поликлиника г. Ростов-на-Дону

Учреждения — соисполнители: НИИ социальной гигиены, экономики

                                 и управления здравоохранением                                 им. Н.А.Семашко РАМН г. Москва     Авторы:                     Тишин А.С.,                                 канд. мед. наук Соболева Н.П.

В рамках первичной профилактики одно из ведущих мест занимает формирование здорового образа жизни на основе санитарно — гигиенических знаний и навыков, определяющих в конечном счете и общий культурный уровень каждого члена общества. Следует особо подчеркнуть, что роль гигиенического воспитания в профилактике основных стоматологических заболеваний — кариеса зубов и болезней пародонта — до недавнего времени явно недооценивалась. Это внесло немалый вклад в рост уровня заболеваемости населения. Последнее явилось следствием недостаточной научной разработки организационно — методических основ санитарно — просветительной работы среди населения, отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров в вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной базы для ее реализации. Убедительным доказательством низкого уровня санитарно — просветительной работы являются данные социологических исследований, показавшие, что только 40% городских детей в возрасте 12 лет периодически пользуются зубной щеткой. Особую озабоченность вызывает тот факт, что у опрошенных детей показатели гигиены полости рта (гигиенический индекс) оказались на низком уровне (как у лиц, не применяющих гигиенических средств, так и пользующихся ими). Это указывает, во-первых, на низкое качество чистки зубов, во-вторых, на настоятельную необходимость развертывания работы именно по конкретному обучению детей правилам ухода за полостью рта. Рациональная гигиена полости рта — действенный метод профилактики кариеса и заболеваний пародонта. Санитарно — просветительная работа в организованных коллективах и непосредственное обучение детей правилам ухода за полостью рта — два основных взаимосвязанных раздела гигиенического воспитания подрастающего поколения. Без их эффективного и широкого внедрения в повседневную практику стоматологов, педиатров, среднего медицинского персонала, педагогов и родителей практически не приходится ожидать снижения уровня стоматологической заболеваемости населения на популяционном уровне. Отмечающийся рост заболеваемости кариесом и пародонтитом социально обусловлен и меры по его предупреждению также должны быть социальными, направленными в первую очередь на повышение и общего культурного уровня населения, и формирования стойких гигиенических навыков. Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени специальных методических рекомендаций по проблеме организации и методике гигиенического воспитания детей в области стоматологической профилактики практически не издавалось. Настоящие рекомендации предназначены для организаторов стоматологической службы, детских врачей — стоматологов, студентов медицинских институтов, педагогов, среднего медицинского персонала, работников здравоохранения в «Центрах здоровья», «отделениях профилактики».

Особенности гигиенического воспитания детей различного возраста

Практический опыт по внедрению и оценке эффективности различных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение основных стоматологических заболеваний — кариеса зубов и болезней пародонта свидетельствует о их малой результативности без достижения высокого уровня гигиенических знаний и прочных навыков по уходу за полостью рта среди детского населения. Однако, в отличие от специальных методов профилактики, реализация ее гигиенического аспекта имеет ряд особенностей в зависимости от возрастного состава групп детей. Стойкие гигиенические навыки формируются у детей через 2-2,5 года после начала их обучения. У взрослых они усваиваются значительно дольше. С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях среди детей 2-3-летнего возраста. Стоматологический аспект гигиенического воспитания необходимо осуществлять, начиная с 3-летнего возраста. В этот период развития детей и вплоть до младших классов средней школы (1-3) преобладает подражательная реакция на действия педагогов, родителей, старших членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и показ элементов гигиены полости рта воспитателем и медперсоналом дошкольных учреждений. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему детскому возрасту. Однако следует учитывать, что активность внимания у детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, в связи с чем занятия должны быть спланированы таким образом, чтобы вводная или теоретическая часть не превышала указанного времени. В последующей части урока полученные знания следует закрепить на практике. Такая последовательность занятий способствует наиболее прочному прививанию навыков по уходу за полостью рта. На первом этапе (с 3 до 4 лет) гигиеническое воспитание детей не следует начинать с применения зубных порошков и паст. Цель этого периода заключается лишь в приобщении ребенка к основам личной гигиены, закреплении самых простых навыков пользования зубной щеткой, формировании привычки и потребности ухаживать за полостью рта перед сном и прополаскивать ее после каждого приема пищи. И только при достижении этой цели следует проводить чистку зубов с использованием детских зубных паст, обладающих приятными вкусовыми качествами, некоторые из них содержат фториды. При проведении занятий по гигиеническому воспитанию среди школьников средней и старшей возрастных групп следует учитывать, что для детей этого возраста характерна скептически — аналитическая реакция на информацию и действия, исходящие от взрослых. В этой связи их обучение следует проводить методом убеждения, обоснованного и доказательного рассказа с демонстрацией конкретных приемов по уходу за полостью рта и оценки ее гигиенического состояния до и после чистки зубов. С возрастом (старшие школьники) отношение к личной гигиене, в том числе и к состоянию полости рта, становится более серьезным. Подростки обращают внимание на цвет зубов и форму зубного ряда, запах из полости рта. Это должно находить широкую поддержку и с помощью педагогов, среднего медперсонала под непосредственным началом стоматологов быть направлено на обеспечение правильного, осознанного и эффективного гигиенического ухода за полостью рта. Успешная реализация гигиенического воспитания детей всех возрастных групп предусматривает выполнение ряда требований, предъявляемых к этой работе: 1. Высокая информированность родителей о целях и задачах гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его осуществления. 2. Непосредственное участие среднего медперсонала детских учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль за качеством его проведения. 3. Комплексность гигиенического обучения, предусматривающего санитарное просвещение и непосредственное освоение правил гигиены полости рта с обязательной оценкой ее эффективности. 4. Систематичность и непрерывность проведения занятий до стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта. 5. Для достижения выраженной медицинской эффективности на популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть массовым и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.

Организация гигиенического обучения детей в школе

Организация и проведение работы по гигиеническому воспитанию детей осуществляется в соответствии с планом, разработанным курирующим детский коллектив стоматологическим учреждением совместно с администрацией детского учреждения и органами народного образования на основании соответствующих приказов Минздрава РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ, других решений. Стоматологический аспект гигиенического обучения детей в школе предусматривает следующие мероприятия: 1. Специальную теоретическую и практическую подготовку среднего медицинского персонала школ и стоматологических поликлиник основам профилактики стоматологических заболеваний и формам гигиенического обучения школьников. 2. Создание и оборудование в школе класса или уголка гигиены полости рта. 3. Согласование с администрацией школы расписания уроков гигиены полости рта. 4. Проведение тематических семинаров с педагогами и родителями по проблеме общей и стоматологической гигиены. В проведении гигиенического воспитания в школе ведущая роль отводится медицинской сестре. Однако она должна широко использовать помощь специалистов детского отделения районной стоматологической поликлиники, при их содействии обеспечивать наличие в школах средств наглядной агитации, обращаться за консультативной помощью по всем возникающим вопросам. Подготовка среднего медицинского персонала школ осуществляется врачами стоматологической поликлиники района. Ежегодно в начале учебного года проводятся семинары с участием медсестер и педагогов школ курируемого района. Эффективной формой привлечения родителей к участию в гигиеническом воспитании детей является доведение до их сведения на совместных (с учениками) родительских собраниях целей и задач этого раздела профилактической работы и определение конкретных мер по его осуществлению в кругу семьи. На семинаре уделяется внимание следующим вопросам: 1. Организация гигиенического воспитания детей в школе: а) цель и задачи гигиенического обучения детей по уходу за полостью рта; б) основные факторы, способствующие возникновению стоматологических заболеваний; в) особенности гигиенического обучения детей различного возраста; г) общедоступные по восприятию сведения об анатомии и физиологии зубо — челюстной системы у детей. 2. Роль гигиенического ухода за полостью рта и рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний. 3. Правила гигиенического ухода за полостью рта. 4. Методы контроля качества чистки зубов. 5. Средства гигиенического ухода и принципы ухода за ними.

Организация класса гигиены полости рта

Класс гигиены должен стать центром гигиенического воспитания подростков в школе. В его организации и в оборудовании должны принять активное участие администрация школы, стоматологическая служба района и соответствующие органы здравоохранения. Директор школы выделяет необходимое помещение достаточной площади, в котором могло бы разместиться 25-30 человек учащихся. В одной из стен монтируются 5-8 раковин, над которыми крепят зеркала. В классе размещают шкафы, в которых в штативах по номерам хранят зубные щетки каждого класса и каждого ученика в отдельности, размещают стандартную школьную мебель, стулья, столы на 20-30 человек для проведения уроков гигиены. Класс оборудуется средствами наглядной агитации: плакаты, муляжи, стенды и т.д., а также желательно предусмотреть размещение кинопроектора с экраном для демонстрации фильмов и диапозитивов. Для активного использования площади класса гигиены в нем можно расположить (если в этом есть необходимость и если позволяют условия) аппараты для физиотерапевтического воздействия, стоматологическую установку. При невозможности организации в школе кабинета гигиены необходимо обеспечить наличие уголка гигиены полости рта, который организуется на одном из этажей школ и оборудуется средствами наглядной агитации. Возможно и целесообразно использование для этих целей уголка в школьной столовой. Подобные кабинеты могут быть открыты и в «Центрах здоровья», в отделениях профилактики общелечебных и стоматологических поликлиник.

Организация и общие принципы урока гигиены полости рта

Уроки гигиены полости рта проводятся медсестрами школ при непосредственном содействии педагогов, они включаются в общую сетку занятий школьников. В 1-3 классах школ занятия проводят 2 раза в месяц, а в 4-10 классах — 1 раз в месяц, что соответствует 16 и 8 занятиям в течение года. Урок гигиены полости рта состоит из 3 частей: санитарно — просветительной, обучения методам гигиены полости рта и контроля качества полученных навыков. Санитарно — просветительная часть занятий предусматривает информирование детей в виде бесед о строении зубов и их роли в жизни человека, о роли зубного налета в возникновении заболеваний, о роли рационального питания в укреплении зубов, о вреде сладостей, о гигиеническом уходе за полостью рта и принципах выбора и хранения зубных щеток. Эта часть урока не должна быть более 10-15 мин. Следующая его часть — обучение методам гигиены полости рта — предусматривает подробный рассказ и показ на муляжах и плакатах правил чистки зубов. Оценка эффективности усвоенного материала и закрепление полученных навыков осуществляется при самостоятельной чистке зубов ребенком под контролем медицинской сестры и исправлением выявленных ошибок. Для этой цели очень важным является использование способов контроля качества чистки зубов (см. приложение 1) с помощью красителей (индексы Федорова — Володкиной или Грин — Вермильона). План занятия должен составляться заранее с учетом поэтапного освоения теоретического и практического материала по принципу от простого к сложному. Состав урока может изменяться в зависимости от наличия или отсутствия класса гигиены полости рта, наличие которого является важным фактором качества и успеха гигиенического воспитания подростков. В силу этого администрация школы и стоматологическая служба должны приложить максимум усилий для его организации. Если класс гигиены полости рта в школе есть, то медсестра в обусловленное время приводит в него школьников и все три составляющие урока гигиены проходят там. Сестра рассказывает запланированную тему санитарно — просветительной работы, показывает на макетах или моделях челюстей в окклюдаторе правила чистки зубов, затем каждый или определенная группа школьников, используя свою личную зубную щетку, чистит зубы перед зеркалом, медсестра проводит контроль качества чистки и исправляет ошибки. Весь этот процесс с комментариями демонстрируется перед другими детьми. В случае отсутствия класса гигиены полости рта медсестра в соответствии с запланированным расписанием уроков приходит в класс к школьникам, приносит с собой необходимые средства наглядной агитации (муляжи, модели, плакаты и т.д.), проводит санитарно — просветительную беседу, обучение на моделях правилам чистки зубов и оценки ее эффективности (метод окрашивания зубов) у одного или нескольких учащихся. Однако, даже при отсутствии приспособленного класса гигиены возможно проведение контролируемой чистки зубов в уголке гигиены при школьных столовых. Следует обеспечить лишь установку зеркал над каждой из раковин и наличие у учащихся зубных щеток (лучше портативных складных).

Организация гигиенического обучения детей в дошкольных учреждениях

Особенности режима работы дошкольных учреждений и пребывание в них детей в целом создают благоприятные условия для успешного обучения их основам гигиены полости рта. Реализация всей профилактической работы в дошкольных учреждениях, в том числе и гигиенического ее раздела осуществляется под руководством стоматологической службы, а ответственным лицом за ее выполнение назначается врач — стоматолог, лично участвующий в оказании стоматологической помощи детям в этом учреждении. В обязанность врача — стоматолога кроме работы по оказанию лечебной помощи входит проведение специальных профилактических мероприятий по показаниям в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации, проведение санитарно — просветительной работы с педагогами, средним медицинским персоналом детских садов и комбинатов. Этот раздел работы стоматолога предусматривает специальную подготовку лиц, которые повседневно контактируют с детьми с одной стороны и, с другой, должны информировать родителей о необходимости воспитания гигиенических навыков во время пребывания ребенка в кругу семьи. Учитывая решающее значение уровня специальной подготовки работников дошкольных учреждений в обеспечении эффективности гигиенического обучения детей основам стоматологической профилактики, следует в качестве ответственных лиц за профилактическую работу в каждом конкретном учреждении назначать наиболее компетентных в специальных вопросах и инициативных в организаторском плане врачей — стоматологов детских стоматологических поликлиник и отделений. Вся работа по стоматологическому аспекту гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях проводится при непосредственном участии воспитателей, под контролем педагога — методиста и старшей медсестры. Общее руководство, как уже отмечалось, осуществляет врач — стоматолог детский. При планировании занятий с детьми младшего возраста (начиная с 3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать поэтапность освоения отдельных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному. Для школьников особое значение в привитии стойких гигиенических навыков имеет частая повторяемость элементов стоматологической гигиены. В этой связи следует ежедневно после обеда перед дневным сном проводить контролируемое полоскание полости рта водопроводной водой. При закреплении этой привычки как обязательного элемента личной гигиены можно приступить к обучению пользования зубной щеткой и т.д. с постепенным увеличением объема технических навыков в соответствии с общими педагогическими принципами. Одним из положительных моментов организационного плана в полноценном гигиеническом воспитании дошкольников является наличие в каждой из групп санитарного блока. Здесь следует предусмотреть размещение раковин с вмонтированными над ними зеркалами. Зубные щетки лучше хранить в индивидуальных пластмассовых стаканах. Возможно изготовление для этих целей клеенчатых кассет, обеспечивающих хранение щеток в 2 ряда, расположенных в шахматном порядке с целью предотвращения стекания влаги с верхних на нижние. Одним из важнейших критериев эффективности гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях является стойкое закрепление основных навыков по уходу за полостью рта к 6-летнему возрасту с перерастанием их в потребность. Причем, эти элементы личной гигиены должны формироваться на прочно усвоенных знаниях о роли гигиенического ухода за полостью рта в обеспечении сохранения зубов и здоровья в целом.

Формы и методы гигиенического обучения детей

Основной целью гигиенического обучения детей является воспитание правильных, систематичных и осознанных навыков по уходу за полостью рта, основанных на твердой убежденности в действенности рациональной гигиены в предупреждении стоматологических заболеваний. Во многом достижение этой цели зависит от правильного выбора форм и методов гигиенического обучения с учетом возраста детей, наличия или отсутствия класса гигиены, обеспечения средствами наглядной агитации и материально — технического обеспечения, а также уровнем специальной подготовки медицинского персонала и педагогов. Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов: — санитарно — просветительной работы, предусматривающей доведение до населения информации об основных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний, об индивидуальных, семейных и коллективных мерах их предупреждения; — обучение методу гигиенического ухода за полостью рта, предусматривающее привитие правильных и эффективных приемов удаления зубного налета и остатков пищи с поверхности зубов и межзубных промежутков с помощью средств ухода за полостью рта (зубные щетки, пасты, нити и зубочистки). Санитарно — просветительная работа проводится в виде двух форм — активной и пассивной. Активная ее форма заключается в непосредственном контакте обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами детей. Основными методами активной санпросветработы является беседа с группой детей, лекция в классе, выступление на родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом зависит от подготовки и уровня гигиенических знаний и навыков специалиста, проводящего занятия, а также от адаптированности излагаемого материала непосредственно к той аудитории слушателей, с которой проводятся занятия, беседы, лекции. Пассивная форма санитарного просвещения предусматривает ознакомление различных слоев населения с основами стоматологической профилактики с помощью средств наглядной агитации (плакаты, памятки, стенды, фильмы, диапозитивы). Ее проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского персонала, что упрощает воспитательный процесс. Правильное ее оформление и размещение играет важную роль в привлечении к ней внимания и интереса детского коллектива. Примером конкретного использования средств пассивной агитации может быть размещение плакатов о принципах гигиены полости рта, рационального питания в школьных столовых, в коридоре рядом со стоматологическим кабинетом. При этом лучше организовать не одну, а две выставки средств наглядной агитации, предназначенных для детей младших и старших классов, а разместить их соответственно в местах наиболее частого пребывания детей каждого из возрастов. Деление санитарно — просветительной работы на активную и пассивную формы в известной степени условно, т.к. при проведении бесед, практических занятий в классах гигиены, чтении лекций старшим школьникам, родителям для обеспечения наглядности и доходчивости излагаемого материала требуется использование наглядных пособий. С другой стороны, эффективность санитарно — просветительной работы только путем оформления стенной наглядной агитации находится на относительно низком уровне. Во многом это обусловлено тем, что без комментариев специалиста вложенная информация в средства наглядной агитации практически не усваивается. Срабатывает механизм ее невосприятия в связи с практикуемой обильной стенной агитацией в школах и детских учреждениях, касающейся различных аспектов поведения ребенка (правила поведения на улице, профилактика инфекционных заболеваний, в помощь родителям и т.д.). Особенно это относится к детям дошкольного возраста и ученикам младших классов. Вторая составляющая часть гигиенического воспитания — обучение методам гигиены полости рта, предусматривает привитие стойких навыков грамотного, осознанного и регулярного ухода за полостью рта. Основной формой этого раздела гигиенического воспитания является обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта правилам пользования зубной щеткой с применением зубной пасты из расчета наиболее эффективного удаления мягкого налета со всех поверхностей зубов. Занятия в школе проводятся под непосредственным контролем со стороны медсестры и педагога в классе или уголке гигиены полости рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля за качеством гигиенического ухода, высокая убежденность детей в эффективности осуществляемых мероприятий способствует стойкому закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.

Критерии эффективности гигиенического обучения детей

С точки зрения диалектики гигиенического воспитания, навык ухода за полостью рта — это конечный результат адекватных представлений, знаний и конкретного умения. Однако представления и знания зачастую находятся в противоречии с конкретным умением и навыками. В этой связи одним из важнейших условий устранения указанного противоречия является постоянный контроль уровня знаний и представлений, их соответствия навыкам по уходу за полостью рта и медицинской эффективности всего комплекса гигиенического воспитания. Ближайшими критериями эффективности гигиенического обучения являются изменения значений гигиенического индекса в сторону его уменьшения по сравнению с исходным значением. Достичь этого можно уже в первые 2-3 месяца работы по профилактике стоматологических заболеваний. Одновременно с улучшением гигиенического индекса <> уменьшается распространенность гингивитов, кровоточивости десен. Изменение уровня знаний о роли гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний оценивается с помощью анкетного опроса до и в процессе гигиенического обучения. При анализе анкет следует выявлять наиболее характерные ошибки в ответах на поставленные вопросы и с учетом их исправления планировать проведение санитарно — просветительной работы.


<> Рассчитывается по интенсивности окраски зубов определенными растворами.

Отдаленными критериями эффективности гигиенического обучения является изменение уровня заболеваемости зубов и тканей пародонта. Тенденция к снижению из года в год интенсивности поражения зубов кариесом является доказательством эффективности профилактических мероприятий. Однако следует учитывать, что объективно оценить изменение уровня заболеваемости кариесом детей можно не ранее, чем через 5 лет. С этой целью до начала внедрения профилактических мероприятий в школах проводят стоматологическое обследование 12-летних детей (30-40 человек), рассчитывают индекс КПУ и его структуру, проводят определение и индексов гигиены полости рта и состояния тканей пародонта (CPIT N). Через 5 лет повторяют обследование 12-летних детей и проводят сравнение полученных данных с результатами 5-летней давности, при необходимости вносят коррективы в план профилактических мероприятий.

Приложение N 1

ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. Индекс Федорова — Володкиной Вестибулярная поверхность шести нижних фронтальных зубов (резцы и клыки) после предварительного высушивания смазывают йодистокалиевым раствором Шиллера — Писарева, включающего следующие компоненты: йод кристаллический — 1,0 йодистый калий — 2,0 дистиллированная вода — 40,0 При отсутствии данного раствора для этой цели может использоваться 2-3% настойка йода. Через 1 минуту после прокрашивания дается оценка гигиенического состояния полости рта по пятибалльной шкале: окрашивание всей поверхности коронки зуба — 5 баллов, окрашивание 3/4 коронки — 4 балла, окрашивание 1/2 коронки — 3 балла, окрашивание 1/4 коронки — 2 балла, окрашивание отсутствует — 1 балл. Гигиенический индекс рассчитывается по формуле:
                     сумма баллов 6 окрашенных зубов                ГИ = -------------------------------                           6 (количество зубов)

Пример расчета: 3 — 1 балл

                     2 - 2 балла                     1 - 3 балла                     1 - 4 балла                     2 - 3 балла                     3 - 2 балла                    1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2   15               ГИ = --------------------- = -- = 2,5                             6              6

Оценка полученных результатов проводится следующим образом: 1,1 — 1,4 — гигиеническое состояние полости рта хорошее; 1,5 — 1,8 — удовлетворительное;
1,9 — 2,5 — неудовлетворительное;
2,6 — 2,8 — плохое;
2,9 — 5,0 — очень плохое

2. Индекс Грин — Вермильона

Для определения индекса Грин — Вермильона исследуют следующие

6 | 6 поверхности зубов: щечную и язычную поверхности ——- и

6 | 6 губную поверхность I _|_ I. На всех поверхностях сначала определяют зубной налет, а затем зубной камень. Используют следующую систему определения зубного налета: 0 — отсутствие зубного налета;
1 — зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба; 2 — зубной налет покрывает более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба; 3 — зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.


Exit mobile version