«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2010, N 5
Вопрос: Я индивидуальный предприниматель с высшим фармацевтическим образованием и сертификатом специалиста, владею аптечной сетью, состоящей из нескольких аптек и аптечных пунктов. Руководителями всех аптек и аптечных пунктов являются провизоры с сертификатами. Сейчас необходимо перелицензировать шесть аптек, но отдел лицензирования департамента здравоохранения Новосибирской области отказывает мне (как индивидуальному предпринимателю) в выдаче лицензии и предлагает получать лицензию как юридическому лицу, мотивируя свой отказ ст. 7 ФЗ N 128 от 08.08.2001 т.к. вид деятельности, на который выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. И я, по мнению лицензирующего органа, чтобы не нарушать КзОТ! могу работать только в 2-х аптеках (в одной по основному месту работы и во 2-й по совместительству по 4 часа в каждой) Вопрос: насколько правомерны такие утверждения и могу ли я получить лицензию на фарм.деятельность как индивидуальный предприниматель на более чем две аптечных организации?
Ответ: В соответствии с пунктом 4ж «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (в ред. от 08.08.2009), одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. Никаких других ограничений на получение лицензии индивидуальным предпринимателем действующим законодательством не установлено. Заметим, что Росздравнадзор в своем Письме от 10.09.2004 N 2391 высказал ничем не обоснованное мнение о том, что деятельность, на которую выдается лицензия, должна осуществляться непосредственно индивидуальным предпринимателем и действие лицензии не может быть распространено на других лиц. То есть, по мнению Росздравнадзора, индивидуальный предприниматель вообще не имеет права нанимать на работу других специалистов (провизоров и фармацевтов). Такое мнение чиновников Росздравнадзора прямо противоречит нормам действующего законодательства, в частности, статье 20 Трудового кодекса РФ, а также норме пункта 4з «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», которое допускает наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, независимо от того, кто является лицензиатом — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, по нашему мнению, индивидуальный предприниматель-провизор, имеющий лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами, имеет право нанять на работу провизоров и фармацевтов, оставив за собой общие функции по руководству аптечной организацией, контролю качества и т.д. Нормы трудового законодательства, в частности, статья 282 ТК РФ, не ограничивает возможности работы по совместительству никакими количественными пределами, указывая, что заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей и работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. При этом трудовое законодательство не запрещает работнику и самому являться одновременно работодателем, например, в случае, когда директором ООО с единственным участником является сам участник. В соответствии с пунктами 1а и 1б Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству — выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения), при этом продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать: для медицинских и фармацевтических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю. Таким образом, при соблюдении указанных выше норм рабочего времени индивидуальный предприниматель может работать по совместительству в неограниченном количестве аптек. Заметим, однако, что в рассматриваемом в вопросе случае, фактически, все открываемые предпринимателем аптеки являются одним и тем же предприятием (обособленными подразделениями одного предприятия), а не разными, следовательно, доводы чиновников лицензирующего органа не имеют под собой никакой основы.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
21.04.2010