«Аптечный бизнес», 2014, N 11
Вопрос: Розничные цены на лекарственные средства рассчитываются и устанавливаются компьютерной программой на аптечном компьютере на основе электронных накладных и протоколов согласования цен, получаемых от поставщиков. Какие документы и в каком виде (бумажном или электронном) мы обязаны предоставить контролирующим органам при проверке ими правильности ценообразования за предыдущий год? Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области требует протоколы согласования цен, накладные с указанием розничных цен и розничной наценки. Законны ли их требования?
Ответ: В соответствии с пунктом 6 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации» (в ред. от 15.08.2014) реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (в ред. от 04.09.2012). При этом реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола. Протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может быть создан в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц соответственно поставщика и покупателя. В соответствии с пунктом 4 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.10.2011 N 1128н «Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» предметом государственного контроля является проверка соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Согласно пункту 5 указанного Регламента обязательными требованиями, выполнение которых подлежит проверке, являются: 1) соблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами; 2) соблюдение правил формирования оптовых отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными препаратами; 3) соблюдение правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими производство лекарственных средств; 4) размещение в торговых залах субъектов обращения лекарственных средств, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, информации для населения о предельных розничных ценах на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, рассчитанных с учетом предельных размеров оптовых и розничных надбавок, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и актуализация размещаемой информации; 5) соблюдение законодательства Российской Федерации, касающегося лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, на которые не зарегистрирована установленная производителями лекарственных препаратов предельная отпускная цена на лекарственные препараты; 6) соблюдение требований к наличию и порядку оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП. Согласно пункту 37 Регламента при проведении документарной проверки в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение субъектом обращения лекарственных средств обязательных требований, Росздравнадзором (Управлением Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации) направляется в адрес такого субъекта обращения лекарственных средств мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Следовательно, как в ходе документарной, так и в ходе выездной проверки органы Росздравнадзора вправе мотивированно и обоснованно требовать от организаций любые документы, позволяющие подтвердить правильность применения установленных торговых надбавок на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП. По нашему мнению, такими документами могут быть накладные поставщика, а также документы, позволяющие установить розничную цену на отпущенный товар, например контрольная кассовая лента, или иные бухгалтерские документы, если в соответствии с применяемой системой налогообложения аптечная организация вправе не использовать контрольно-кассовую технику. Отметим, что указанный Административный регламент не регламентирует действия чиновников Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области при контроле за применением цен на ЖНВЛП, однако, по нашему мнению, в данном случае проверяющие вправе принять за основу этот Регламент. В заключение заметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 28.06.2014) одним из установленных Законом принципов использования электронной подписи является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе. Следовательно, любой надлежащим образом подписанный электронной подписью документ в электронном виде не может быть признан кем-либо недействительным. Таким образом, протокол согласования цен на лекарственные средства и накладные поставщика в электронной форме, подписанные надлежащим образом оформленной электронной подписью, являются официальными документами, которые должен признаваться, в том числе, государственными органами.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
05.11.2014