Вопрос: Покупатели приходят в аптеку и переписывают цены с витрины или фотографируют. Правомерны ли их действия?
Ответ: В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О Защите прав потребителей» (в ред. от 13.07.2015) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей. При этом ни один нормативно-правовой акт не регламентирует, каким способом покупатель должен воспринимать такую информацию, в частности, записывать информацию на бумажный носитель, например в блокнот, или на электронный носитель, например, на камеру мобильного телефона, а также на любой иной носитель информации. В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 31.12.2014) информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Согласно нормам статьи 7 указанного Закона к общедоступной информации относятся информация, доступ к которой не ограничен. При этом общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Ни одним федеральным законом ограничения на доступ к информации о товарах, реализуемых в местах розничной торговли, не установлены. Таким образом, сведения о товаре, реализуемом в магазине, являются общедоступной информацией, которая в соответствии с указанными выше нормами законодательства может использоваться любыми лицами по их усмотрению. Согласно части 1 статьи 8 указанного выше Закона N 149-ФЗ граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Таким образом, посетители аптечных организаций вправе записывать информацию о реализуемых аптекой товаров на любой носитель, в том числе, и посредством фото- или видеосъемки. Препятствование администрации аптечной организации таким действиям посетителей может трактоваться как нарушение прав потребителей, санкции за которое предусмотрены частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
10.08.2015
