Вопрос: Подскажите, пожалуйста, в какие сроки оптовый покупатель должен уведомить Поставщика о дефекте продукции, выявленном в процессе приемки или любом другом несоответствии? Российское законодательство не указывает точные сроки, а обтекаемо указывает «в разумные сроки, указанные в договоре поставки». Прошу вас разъяснить данный вопрос, думаю, что он будет интересен многим.
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 513 ГК РФ (в ред. от 29.06.2015) принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. В «Правилах оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н прописаны требования к приему лекарственных средств от поставщика, частности лица, ответственные за прием лекарственных средств от поставщика должны произвести визуальный осмотр товара с целью выявления лекарственных средств в поврежденной упаковке или не соответствующие заявленным в сопроводительном документе наименованиям и количеству, не имеющие сопроводительного документа, а также подлежащие изъятию из гражданского оборота. При выявлении бракованной продукции следует незамедлительно уведомить об этом продавца товара. Кроме того, согласно части 1 статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Согласно части 2 указанной статьи Кодекса покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки. Как правило, претензионный порядок разрешения споров стороны предусматривают договором поставки и там же указывают срок, в течение которого виновная сторона должна ответить на требования потерпевшей стороны. Если же в договоре этот срок не установлен, то необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ. Так, в новой редакции части 2 статьи 314 ГК РФ, которая вступила в силу с 01.06.2015 г., указано, что, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами. Таким образом, оптовый покупатель должен при обнаружении дефекта незамедлительно уведомить об этом поставщика, а поставщик в «разумный» срок, но не более семи дней, если в договоре поставки не предусмотрено иное, должен отреагировать на претензию. Если же брак выявлен позже, например, покупатель возвратил в аптеку бракованный товар или обратился с претензией на качество поставленного товара, то в силу части 1 статьи 477 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором поставки, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные данной статьей ГК РФ. При этом согласно части 4 указанной статьи в отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Следовательно, в течение срока годности товара при обнаружении брака оптовый покупатель имеет право уведомить продавца о бракованном товаре и выставить претензию.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
28.01.2016