Вопрос: Аптека поставляет сильнодействующие средства (в том числе, диазепам, клоназепам, нитразепам) по муниципальному гражданско-правовому договору. Договор действует до 31.12.2013 г. Законны ли будут поставки после 8 августа 2013 года в рамках данного договора, ведь диазепам и пр. будут отнесены к психотропным? Нужно ли что-то предпринимать?
Ответ: Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минздрава РФ от 21.03.2013 N 25-4/10/2-1971 с 8 августа 2013 года на все лекарственные препараты с указанными в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2013 N 78 международными непатентованными наименованиями, будут распространяться все меры контроля, предусмотренные для психотропных веществ, внесенных в список III утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Согласно приведенным в указанном Письме разъяснениям юридическим лицам при осуществлении оборота вышеуказанных препаратов необходимо провести организационные мероприятия, в частности: — обеспечить хранение препаратов в специальном, технически укрепленном, помещении в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»; — получить необходимые заключения ФСКН России на соответствие помещений установленным требованиям и отсутствие у сотрудников, допущенных к работе с указанными препаратами, неснятых судимостей; — получить справки медицинских организаций о том, что сотрудники не имеют противопоказаний к работе с указанными препаратами; — оформить допуск лиц к работе с указанными препаратами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»; — получить лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»; — соблюдать требования к перевозке, отпуску, реализации, распределению, уничтожению, переработке препаратов, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 558 «О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров», от 24.02.2009 N 147 «Об организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», от 12.06.2008 N 449 «О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов», приказа Минздрава России от 28.03.2003 N 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным»;
- осуществлять регистрацию операций, связанных с оборотом препаратов, в специальных журналах учета и предоставлять установленную отчетность о деятельности, связанной с оборотом препаратов, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
- проводить ежемесячную инвентаризацию указанных препаратов с составлением баланса товарно-материальных ценностей;
- представлять заявки на получение указанных препаратов в организации, уполномоченные региональными органами исполнительной власти, на получение препаратов от производителей (импортеров) и их распределение. В связи с тем, что на указанные препараты не установлены расчетные нормативы потребности, расчет юридическими лицами необходимого количества препаратов можно производить с учетом их фактического оборота за 3-5 лет. Наличие муниципального договора на поставку таких лекарственных препаратов не освобождает аптечную организацию от необходимости проведения указанных выше мероприятий. Обращаем особое внимание на то, что согласно разъяснению Минздрава РФ, изложенному в том же Письме, препараты, произведенные (импортированные) и поступившие в обращение до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2013 N 78, подлежат обороту до истечения срока их годности. По нашему мнению, руководствоваться этим весьма странным разъяснением не следует ни в коем случае по следующим причинам. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2013 N 78 сильнодействующие препараты, указанные в тексте вопроса, с 8 августа 2013 года становятся психотропными, осуществление деятельности с которыми в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию, а также требует еще целого ряда дополнительных мер, перечисленных выше, установленных несколькими Постановлениями Правительства РФ. Без соблюдения этих условий любой оборот таких препаратов будет подпадать под действие статьей 171, 228, 228.1 и 228.2 Уголовного кодекса РФ (максимальное наказание — пожизненное лишение свободы). Никакие разъяснения Минздрава РФ, изложенные в указанном выше Письме, которое к тому же не является нормативно-правовым актом, не могут отменить действие Уголовного кодекса, Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ и, соответственно, совершенно точно не будут приняты во внимание сотрудниками правоохранительных органов при пресечении такой деятельности.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
22.05.2013