«Фармацевтический вестник», 2014, N 41
ЗАПЛЫВ НА КВАРТАЛ
Профильные ведомства обновили перечни лекарств
Минздрав окончил работу по формированию перечней лекарственных препаратов. Последнее заседание межведомственной комиссии состоялось в начале декабря. Список ЖНВЛП обновили впервые за три года. Вероятно, в фармсообществе, подводя итоги 2014 г., назовут это событие ключевым. В самом Минздраве не скрывают: темпы подготовки перечней были настолько ударными, что пока ведомство не готово дать окончательную оценку результатам своей работы. Однако некоторые эксперты уже выступают с критикой процедуры включения и исключения препаратов из списков. Стоит заметить, что, если они планируют донести свои замечания до представителей исполнительной власти, им необходимо поторопиться. Следующий пересмотр перечней стартует уже 31 марта 2015 г.
По написанному
Составы Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП); Перечня ЛП для обеспечения лиц по программе «Семь нозологии»; Перечня ЛП, назначаемых врачебными комиссиями, а также минимального ассортимента ЛП были утверждены 5 декабря с.г. Процедура их формирования соответствовала Постановлению Правительства Российской Федерации N 871 от 28.08.2014 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Все заявки прошли документальную экспертизу, получили заключение экспертов и одобрение межведомственной комиссии, состоящей из представителей Минздрава, Минпромторга, Минтрудсоцзащиты России, ФАС, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, ФАНО И ФМБА, экспертов {внештатных специалистов) Минздрава, а также представителей федеральных государственных образовательных организаций высшего медицинского образования, государственных медицинских, образовательных, научных организаций и сообщества врачей. При работе комиссия использовала шкалы оценок, предполагающие возможность ориентироваться на качество проведения клинических исследований ЛП, его эффективность и безопасность. Мониторингом реализации правил, обозначенных в документе, активно занимается рабочая группа подкомиссии по вопросам обращения лекарственных средств, возглавляемая Ольгой Голодец.
Безотлагательно пересмотреть
Стоит заметить, что все перечни ЛП нуждались в срочном пересмотре. После реорганизации Минздравсоцразвития в 2012 г. обновленный Минздрав получил право на внесение изменений в списки ЛП только во второй половине 2013 г. Теперь каждый год регламент работы по изменению перечней будет одинаковым. До 31 марта подаются заявки на включение (или исключение) ЛП в перечни. До 1 июня предусмотрена возможность подать документы повторно. Эксперты и участники рынка в целом положительно оценивают работу, проделанную Минздравом, хотя бы потому, что перечни были обновлены впервые за несколько лет. Исполнительный директор СПФО Лилия Титова полагает, что в новый Перечень ЖНВЛП включены лекарства, которые с точки зрения доказательной медицины подтверждают свою эффективность, а разработка новых перечней впервые осуществлялась по довольно четким критериям. «Процедура их обсуждения была открытой и публичной. Безусловно, выбранная форма работы повышает доверие производителей и экспертного сообщества к регуляторным органам», — резюмировала она. Зам. генерального директора по работе с госорганами ЗАО «Биокад» Алексей Торгов в первую очередь отметил, что Минздрав предоставил фармотрасли уникальную возможность наблюдать практически всю процедуру пересмотра перечней от начала до конца. Положительно г-н Торгов оценил и попытку ведомства применить принципы оценки технологий здравоохранения: «Надеюсь, эти принципы будут развиваться и совершенствоваться». В противовес «Биокаду», препарат которого «Альгерон» попал в пересмотренный ЖНВЛП, другие российские производители настроены не столь благодушно. На момент сдачи номера в печать в распоряжении редакции оказалось письмо АРФП премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев выражает озабоченность по поводу состава обновленных перечней. «Из числа рекомендованных Комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации к включению в перечни лекарственных препаратов (всего 70 наименований) лишь 31% (22 наименования) производятся на территории Российской Федерации. Основное количество препаратов, заявки на включение в перечни которых были отклонены, являются оригинальными отечественными разработками, не имеющими аналогов», — указано в письме. По мнению г-на Дмитриева, такой подход к подготовке перечня в сложившихся геополитических условиях не соответствует программе импортозамещения, провозглашенной стратегией «Фарма-2020», работает против развития отечественного фармацевтического производства и не коррелируется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. Директор Центра социальной экономики, член координационного совета Минздрава России Давид Мелик-Гусейнов отметил, что процедура отбора препаратов для перечней не может считаться «идеальной и окончательной». Г-н Мелик-Гусейнов полагает: объективность в этом вопросе возможна лишь тогда, когда досье на включение ЛП в перечни будут подавать не только фармкомпании, но и независимые, но аккредитованные Минздравом консалтинговые аудиторские центры, которые будут оценивать в первую очередь социальную экономику препарата. «Сейчас экономику «рисовали» сами компании и иногда вкладывали все это в уста главных внештатных специалистов или своих представителей. Это могло привести к предвзятости». Вызывает нарекания эксперта и балльная система, разработанная Минздравом; «Мало оценить препарат, как это делает жюри в КВН. Надо понимать, какой эффект этот препарат даст системе здравоохранения. Здесь идет речь не только о финансовой стороне вопроса, но и об эффекте ЛП на демографию, оптимизацию существующих затрат и т.д.». Все это, по мнению г-на Мелик-Гусейнова, привело к отказу во включение в перечни достаточно большого количества лекарств для программы «Семь нозологий». «Риторика простая — денег больше не будет, поэтому все новое, что мы туда добавляем, не должно стоить дороже, чем мы сейчас позволяем себе платить. При этом, я достоверно знаю, что все компании готовили экономические обоснования по предлагаемым позициям, что экономическая доказательная база была. Просто ее, скорее всего, не успели проверить, адаптировать и изучить», — заметил Давид Мелик-Гусейнов и выразил надежду, что эти препараты попадут в перечни в 2015 г. Стоит отметить, что в 2015 г. на закупку лекарств по программе «Семь нозологий» потратят столько же, сколько и в 2014 г. — 44,2 млрд. руб.; в 2016-2017 гг. предполагается направить на эти цели по 43,61 млрд. руб. Перечень ЖНВЛП, полагает Давид Мелик-Гусейнов, вообще требует кардинального пересмотра своей идеологии. Он уверен, что от фиксации стоимости упаковки ЛП необходимо переходить к определению и фиксированию стоимости среднесуточной дневной дозы. По мнению эксперта, такой подход приблизит РФ к системе полноценного лекарственного возмещения. Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина полагает, что пока критиковать и корректировать процедуру пересмотра перечней рано: «Мы еще не использовали все те возможности, которые нам дает новый механизм. Необходимо более глубоко использовать разработанную систему оценок, хотя она уже неплохо показала себя». При этом представитель Минздрава сообщила, что ведомство собирается внести корректировки в отношении экспертных комиссий. Как показала практика, не все эксперты справились со своей задачей. Также в Минздраве выделили три основных блока ЛП (противоопухолевые препараты, антибиотики и препараты для ВИЧ-инфицированных), процедура включения и исключения которых из списков требует обсуждения с экспертным сообществом.
П.ЗВЕЗДИНА
Подписано в печать
11.12.2014