«Ремедиум», 2010, N 12
ЗАКОННЫЙ СТАТУС ТОВАРОВ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ
Федеральный закон N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», принятый 12 апреля 2010 г. и вступивший в силу 1 сентября текущего года, продолжает вызывать массу вопросов, споров и зачастую обоснованной критики. Одновременно он содержит ряд положений, которые нельзя не признать прогрессивными. В значительной мере это относится к ч. 7 ст. 55 Закона, выделяющей товары для детей в отдельную группу, разрешенную к реализации в аптеках. Теперь аптеки не будут испытывать сложностей при продаже товаров по уходу за детьми, молодые родители за обычной соской ездить в дальний супермаркет, а малыши безутешно плакать, их дожидаясь.
Соски, бутылочки, пустышки… такие простые и такие необходимые атрибуты жизни новорожденного. Они нужны с первых минут появления малыша в доме. Хорошо известно, что большинство людей больше доверяют товарам, приобретенным в аптеке. Зубная паста или крем, полученные из рук фармацевта, просто обязаны быть качественнее и эффективнее, чем паста и крем с полки сетевого магазина. И это не просто особенность менталитета. Аптека действительно гарантирует качество, поскольку продает сертифицированные товары. Аптека обладает длительными серьезными отношениями, как с производителями, так и с дистрибьюторами, которые никто из них не захочет портить, поставляя товар с сомнительными характеристиками. В аптеке работают профессионалы, которые всегда могут помочь с выбором. Кроме того, в современных городах именно аптеки находятся в т.н. шаговой доступности, что значительно облегчает жизнь и экономит время молодым папам и мамам. Поэтому, стремясь приобрести для своего ребенка все самое лучшее и качественное, люди первым делом обращаются в аптеку. Однако еще совсем недавно они сталкивались с серьезной проблемой — молокоотсосов, сосок, аспираторов, массажеров для десен и других товаров для новорожденных в аптеках попросту не было. Это объяснялось тем, что в соответствии с существовавшими нормативными документами средства ухода за новорожденными детьми могли реализовываться в аптечных организациях, только если они являлись изделиями медназначения и имели соответствующее регистрационное удостоверение Росздравнадзора. Вступивший в силу с 1 сентября 2010 г. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» изменил ситуацию. В соответствии с п. 7 ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармдеятельность, имеют право приобретать и продавать: — изделия медицинского назначения;
— дезинфицирующие средства;
— предметы и средства личной гигиены;
— посуду для медицинских целей;
— предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста 3 лет; — очковую оптику и средства ухода за ней; — минеральные воды;
— продукты лечебного, детского и диетического питания; — биологически активные добавки;
— лечебную парфюмерно-косметическую продукцию; — медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни. Товары, производителем которых не предусмотрено их медицинское применение, регистрации в качестве изделий медназначения не подлежат. Таким образом, если нет специальных указаний к медицинскому применению (на упаковке, в сопроводительной документации), товары по уходу за детьми разрешены к реализации в аптечных учреждениях без регистрационного удостоверения. К таким товарам относятся предметы ежедневного ухода за ребенком в домашних условиях (бутылочки, соски и пустышки, детские ножницы, зубные щетки и т.п.), Если производителем товаров по уходу за детьми предусмотрено их медицинское применение, то медицинские свойства данного изделия должны быть подтверждены регистрационным удостоверением. Примерами подобной продукции являются соски для детей с полной врожденной расщелиной верхней губы и неба, поильники для детей с дефектом неба, аспираторы, бутылочки с антиколиковым действием. Таким образом, вступление в силу Закона об обращении лекарственных средств, безусловно, сыграло положительную роль в части обеспечения детей до 3 лет качественной продукцией и способствовало развитию аптечного ритейла.
И.ФИЛИППОВА
Подписано в печать
07.12.2010