«Фармацевтическое обозрение», 2005, N 9
ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Мы продолжаем тему, начатую в прошлом выпуске «Школы аптечных продаж» — о незваных гостях, которых необходимо встретить честь по чести. Сегодня наш рассказ — о госторгинспекции: с чем приходят эти гости и как их привечать.
КТО К НАМ ПРИШЕЛ!..
Государственная торговая инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением N 501, которое утверждено постановлением Совета министров от 27 мая 1993 года. Территориальные отделения торговой инспекции действуют в соответствии с собственным планом проверок — его утверждает руководитель регионального управления. Такая проверка может проводиться не более одного раза в два года (п. 4 ст. 7 Закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», что хорошо для небольших аптек, которые только начинают свою деятельность: подвергнуть проверке малое предприятие инспекторы могут не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации. Плановая проверка продолжается не более одного месяца (кроме исключительных случаев, когда срок проверки продлевается в связи с проведением специальных экспертиз, но не более чем на один месяц).
В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», на базе служб санэпиднадзора и госторгинспекции были созданы две новые структуры — территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его компетенция — надзор за исполнением законодательства РФ в области санэпидблагополучия населения и в сфере защиты прав потребителя) и ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» (эта служба обеспечивает деятельность территориальных управлений без права осуществления административного воздействия). От перестановки мест слагаемых сумма нисколько не изменилась, и торговая инспекция продолжает свои набеги с прежней резвостью, иногда в компании с санэпиднадзором и другими органами государственного контроля.
Достаточное основание для продления срока проверки — предложение проверяющего или руководителя (заместителя) торгинспекции. Внеплановую ревизию назначают, если:
— инспекторы контролируют, устранены ли нарушения, обнаруженные в ходе плановой проверки; — на аптеку жалуются клиенты;
— получена какая-либо другая подтвержденная информация о нарушениях. В решении о внеплановой проверке должны быть указаны причины ее проведения. Вы вправе знать, кто на вас жалуется. По анонимным жалобам проверку проводить нельзя (п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ)! В аптеке госторгинспекция имеет право проверять: — соблюдение правил торговли: наличие в аптеке «Книги отзывов и предложений»; выдачу кассиром чека; вид и содержание ценников; наличие сертификатов соответствия и т.д. (правила приведены в постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55); — применение цен;
— качество товаров.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА
Почти всегда действия торговой инспекции начинаются с контрольной закупки. Этот метод до боли знаком любой аптеке и вносит немало нервозности в рабочий процесс. Не любим он, в частности, и потому, что нередко превращается в нечестную игру: инспектор «в штатском» всячески поторапливает первостольника, добиваясь, чтобы тот сначала выдал мнимому клиенту сдачу и саму покупку, а когда рука продавца потянется выбить чек, инспектор успеет предъявить «корочку» и заявить, что правила отпуска товара были нарушены: товар отпущен без чека. Но лучший способ не попадаться на зуб торговой инспекции — все-таки, невзирая на спешку, в первую очередь всегда пробивать чек по кассе.
Несмотря на то, что такие методы применяются иногда и ради вымогания взятки, ни в коем случае не поддавайтесь на провокацию: возможно, вас хотят подловить именно на предложении взятки должностному лицу. Как правило, первостольник работает не один, рядом есть напарник; свидетели могут подтвердить, что кассира спровоцировали поторопиться с выдачей товара до того, как был выбит чек.
ПРИЯТНОЕ ЗНАКОМСТВО
Когда вам протягивают документы, будьте внимательны. Вам должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение на проведение проверки. В распоряжении должны быть: — фамилия, имя, отчество проверяющих и их должности; — основания, цели и задачи проведения проверки; — даты начала и окончания контрольного мероприятия. Сверьте имя инспектора, указанное в служебном удостоверении, с именем, указанном в распоряжении. Если это не один и тот же человек, проверка недействительна. Если в проверке задействованы сотрудники милиции, санэпиднадзора, налоговой инспекции и других ведомств, в распоряжении должны быть указаны их фамилии, имена, отчества, должности и классные чины. Обязательно перепишите себе данные проверяющих. Если появились сомнения в подлинности документов — звоните в госторгинспекцию.
Если проверка плановая (а это должно быть указано в документе), то обязательно требуется присутствие должностных лиц фирмы, иначе проверку проводить нельзя.
ВАШИ ДОКУМЕНТЫ
Инспекторы вправе потребовать у вас документы: сертификаты качества, декларации о соответствии, товарно-сопроводительные документы. Отсутствие сертификатов соответствия на продукцию — наиболее частое нарушение, допускаемое аптеками. (Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, качество которой можно подтвердить декларацией о соответствии, приведен в постановлении Госстандарта от 30.07.2002 N 64. ГОСТы будут постепенно заменяться техническими регламентами, на это следует обратить внимание.) Согласно ст. 8 Закона N 134-ФЗ, контролеры не могут требовать документы, которые не относятся к вопросам проверки. То есть, например, паспорта и медицинские книжки сотрудников (если инспекция не сопровождается милицией и санэпиднадзором).
ПРОВЕРКА
Контролеры вправе заходить в любые помещения аптеки (если проверка плановая, то их должны сопровождать должностные лица). Они могут взять на экспертизу любые образцы товара. При этом они должны составить акт в произвольной форме (в нем значатся наименование и количество отобранных образцов, для чего они изымаются, а также ссылки на ГОСТы или ТУ, которым должен соответствовать товар). Позднее к акту проверки прилагается протокол, в который заносят результаты исследований.
ИЗВОЛЬТЕ ОБЪЯСНИТЬСЯ!
Если в ходе проверки обнаружены нарушения, вы имеете право не давать никаких объяснений. Если начальства нет на месте и не с кем посоветоваться, лучше воздержаться от объяснений, сославшись, например, на стрессовое состояние, и обещать ответить на вопросы позже. Лучше, если этот труд возьмет на себя директор аптеки. Если все-таки вы даете объяснения, предпочтительнее сделать это самостоятельно в письменной форме. Иначе с ваших слов составят протокол, возможно, в невыгодных для вас формулировках.
ШТРАФ
Административная ответственность за нарушение правил торговли — штраф. Размеры штрафов за административные правонарушения предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. Хитрость в том, что за одно и то же нарушение может быть наказана либо фирма, либо только ее сотрудник. Взыскание с частного лица в несколько раз меньше взыскания с организации. Поэтому для аптеки выгоднее полюбовно договориться со своим сотрудником и «свалить вину» на него (уплатив минимальный штраф). Аптека должна при этом доказать, что приняла все возможные меры, чтобы не нарушать закон: контролерам должны быть представлены соответствующие документы (приказы, инструкции, распоряжения и т.д.).
Некоторые организации хитрят: обжалуют решение инспекторов в суде, где предъявляют составленные задним числом должностные инструкции, приказы и т.п. На эти документы ставится подпись «виновного» сотрудника: свидетельство, что он ознакомлен со своими обязанностями. В этом случае судья может пойти на то, чтобы оштрафовать сотрудника, а не аптеку.
КАК СНИЗИТЬ РАЗМЕР ШТРАФА
Если аптеку все-таки оштрафовали, то смягчающими вину обстоятельствами, согласно ст. 4.2. Кодекса об административных правонарушениях, могут быть признаны: раскаяние нарушителя; нахождение нарушителя в момент совершения проступка в состоянии сильного аффекта; преклонный возраст нарушителя; его безупречная доселе репутация; а также тот факт, что нарушение было совершено беременной сотрудницей.
КАК ДЕРЖАТЬСЯ
Распространенный прием при встрече торгинспекции — поднять шум, «надавить» на инспекцию со своей стороны, отвлечь внимание от возможных проблем. Этот метод известен и проверяющим, поэтому в лучшем случае приходится рассчитывать только на то, чтобы таким образом потянуть время. Лучшая позиция для первостольника — в случае возникших проблем не торопиться с объяснениями, пока совместно с начальством не будет выработана единая оборонительная тактика.
Редакционный материал