«Фармацевтические ведомости», 2004, N 3
ПОД ЗОРКИМ ОКОМ
Знаменательным событием прошлого года стало создание нового ведомства. Указом Президента РФ от 6 июня 2003 года за N 624 был утвержден Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На организованный орган возложены все функции по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Как работает новый орган, мы выяснили у заместителя начальника контрольно-разрешительного управления Главного управления по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Госнаркоконтроля России Дмитрия Игоревича Черкасова.
- Дмитрий Игоревич, с какой целью создан новый орган и каковы его функции?
- До создания Госнаркоконтроля России, как самостоятельного органа, остро стояла проблема координации усилий ведомств, контролирующих оборот наркотиков. Теперь все функции и полномочия возложены на одно ведомство. Большое внимание будет уделяться легальной сфере оборота наркотических средств. Прежде всего, хочу донести до читателей журнала «Фармацевтические Ведомости», что основная цель нового органа не покарать нарушителей, а предотвратить нарушения. В функции нового ведомства входит контроль деятельности юридических лиц, которые заняты в обороте наркотических средств. Все остальные функции Госнаркоконтроля России прописаны в Указе Президента РФ N 624 от 6 июня 2003 года.
- Что имеют право проверить представители Госнаркоконтроля в аптеках?
- Прежде всего, учетную документацию и условия хранения наркотиков. Все операции с наркотическими средствами жестко регламентированы. Именно по документации можно установить утечку наркотических препаратов и неправомерное их использование. Тем не менее, выборочные проверки могут проводиться и на самих складах. Основная цель всех проверок — выявление нарушений законодательства, под которым понимается весь спектр нормативных актов, включая приказы Минздрава России. Кроме того, внеплановая проверка может быть проведена, если имеется оперативная информация о нарушениях. В этом случае сотрудники Госнаркоконтроля вправе входить на территорию юридического лица и требовать предъявления необходимой документации. В статье 53 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» указаны права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона.
- Каков порядок проверок и как они осуществляются?
- Порядок проведения плановых мероприятий по контролю указан в Федеральном законе N 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю. Обязательные проверки проводятся в соответствии с законом не чаще, чем один-два раза в год.
- Как взаимодействуют между собой Госнаркоконтроль и Минздрав России?
- На данном этапе Минздрав России является органом, который лицензирует деятельность, связанную с оборотом наркотиков. Также он имеет право самостоятельно проводить проверки соблюдения условий лицензии. Что касается периодических проверок, закон N 134 на Минздрав не распространяется. Выходит, что пересекаются функции двух федеральных органов. Сейчас в России происходит административная реформа, одной из задач которой является сокращение дублирующих функций. Мы вышли в Правительство РФ с предложением о передаче функции лицензирования Госнаркоконтролю России. Таким образом, аптечных работников не будут отвлекать несколько раз по одному вопросу. Предложение поддержано и практически решено, остальное — дело техники. Для этого нет необходимости вносить изменения в закон, достаточно постановления Правительства.
- Как осуществляется контроль юридических лиц в субъектах РФ?
- На местах сотрудниками Госнаркоконтроля и органами здравоохранения проводятся совместные мероприятия. Насколько мне известно, на федеральном уровне такого соглашения нет. Если Госнаркоконтроль, как центральный аппарат, решит провести какие-либо проверки, мы можем договориться с коллегами из Минздрава в рабочем порядке. Ранее сферой легального оборота наркотиков занимались органы внутренних дел. Перед ними стоял широкий спектр задач — в первую очередь охрана правопорядка и борьба с преступностью. Поэтому осуществлять контроль за оборотом наркотиков в полном объеме не было возможности. Не во всех субъектах федерации были специализированные контролирующие подразделения. Между тем, это серьезное направление и требует привлечения средств и сил. Сейчас создана централизованная разветвленная система органов Госнаркоконтроля на местах. В каждом субъекте есть управление, которое подразделяется на межрайонные службы. Также сформирована мощная информационно-техническая база. Есть специальное управление по связи с субъектами. Ведется банк данных по объектам и юридическим лицам. Возможно, пока охвачены еще не все объекты, ведь орган работает менее года. Законодательство о контроле наркотических препаратов имеет такую структуру, что полномочия субъектов по установлению каких-то правил весьма ограничены. Все делается на федеральном уровне: законы, постановления Правительства и нормативные акты органов исполнительной власти.
- Какие реальные успехи были достигнуты за время работы?
- Создание самостоятельного органа, контролирующего оборот наркотиков, уже можно назвать достижением. Установлен контроль над большим количеством объектов, среди которых объекты вооруженных сил, гражданской обороны, госрезерва, ветеринарии и др. Хочу отметить, что аптеки — не самый главный предмет внимания Госнаркоконтроля. По статистике, наркотики из легальной сферы составляют 5% незаконного оборота. Любой криминолог скажет вам, что эту цифру можно смело умножить на три. А 15% — это серьезный показатель. Мысль о том, что с наступлением в РФ «эры героина» интерес наркоманов к другим наркотикам упал, не соответствует действительности. В аптеках по-прежнему огромный спрос на эфедриносодержащие препараты. В декабре 2003 года была проведена очередная операция с условным названием «Допинг». В этот раз ее организация полностью возложена на Госнаркоконтроль России. Успешное проведение этой операции, пожалуй, можно назвать одним из первых серьезных успехов в достижении поставленных перед комитетом задач.
Д.ПРОНИН